Магистральные трубопроводы. виды и особенности прокладки сетей различного назначения

Магистральные трубопроводы. Виды и особенности прокладки сетей различного назначения

Магистральные трубопроводы — это сооружения, которые осуществляют транспортировку нефти, нефтепродуктов, воды, газов и прочих веществ с производства или места добычи к конечной точке применения. К магистральным трубопроводам относятся основные трубы и их ответвления. Подобные сооружения имеют классификацию и делятся, согласно ей, на множество типов.

Магистральные трубопроводы транспортируют жидкости и газы как в пределах небольших районов, так и на огромные расстояния

Зачем нужны магистральные трубопроводы?

Промышленные и магистральные трубопроводы осуществляют транспортировку разного рода сырья. Газ, нефть, вода и многие другие вещества проходят по этой конструкции к местам, где их употребляют по своим нуждам бытовые и промышленные потребители, предприятия переработки и прочие объекты.

Трубопроводные конструкции на сегодняшний день занимают важные позиции в инфраструктурах многих стран. Магистральные сооружения влияют на экономику, промышленность и обеспечивают жизнедеятельность населения.

С каждым годом к показателям надёжности этих конструкций добавляются новые требования безопасности. Такие важные стратегические объекты выполняют задачу по обеспечению людей энергией, без которой трудно представить современную жизнь.

Виды магистральных трубопроводов

Магистральные конструкции, которые осуществляют транспортировку различного рода продуктов, могут быть разных видов. Их типы определяют по тем или иным параметрам.

Каждый тип трубопровода работает под определенным давлением и по этому критерию сети делятся на классы

В зависимости от показателей рабочего давления трубопроводы бывают:

1. І класса.

2. ІІ класса.

3. ІІІ класса.

К первому классу относятся конструкции с самыми высокими показателями рабочего давления, более 25 кгс/см². Второй класс обладает средним уровнем давления — от 12 до 25 кгс/см². Давление для третьего класса является самым низким — до 12 кгс/см².
Помимо этого, подобные конструкции разделяют на:

Обратите внимание

Магистральные трубопроводы, как уже было сказано, осуществляют перемещение различных продуктов от мест, где их добывают, до потребителей. Местные, в свою очередь, используются для сбора природного газа и распределения его в населённых пунктах или же на производствах различной направленности.

Кроме этого, существует классификация этих конструкций по диаметру. Исходя из показателей диаметра труб, выделяют 4 основных класса:

I — диаметр от 1000 и до 1200 мм;

II — с 500 до 1000 мм;

III — от 300 до 500 мм;

IV — 300 и ниже.

Существует несколько разновидностей магистральных конструкций по тому, как их прокладывают:

  1. Наземные. Такой тип прокладывают на специальных опорах, используя арочный или балочный метод. В редких случаях применяется висячий метод.
  2. Подземные. Прокладка этого типа трубопроводов осуществляется в почве посредством специальных канав. Помимо этого, конструкции могут монтироваться на опорах в тоннелях.

Магистрали делятся на наземные и подземные; первые устанавливаются на опорах либо просто укладываются на землю

Иногда встречаются ещё два типа конструкций: подводные и плавающие. Их применяют при прокладке по дну естественных водоёмов или же на поверхности воды.

Помимо этого, трубопроводы принято разделять по величине конструкции на:

1. Магистральные конструкции. Осуществляют транспорт разных веществ на многокилометровые расстояния. В большинстве случаев они переносят нефтегазовые продукты.

В состав магистральных конструкций входят различные насосные установки и газораспределительные устройства. Помимо этого, они имеют линейные части и специальные агрегаты, которые выполняют подготовительную работу.

Функционирование насосов осуществляется непрерывно. Сбои происходят редко, неполадки в конструкции устраняются очень быстро.

2. Технологические конструкции. Такие системы применяются на различных предприятиях. Они транспортируют необходимые для функционирования предприятия вещества: пар, газ и т. д. Помимо этого, они выполняют функцию отвода отходов производства.

3. Коммунально-сетевые трубопроводы. Применяются для переноса горячей воды или пара. Установка таких систем отличается своей сложностью. По выполняемой работе такие системы подразделяются на: транзитные, распределительные и разветвления.

Обратите внимание! Для того, чтобы смонтировать коммунально-сетевой трубопровод, требуется огромное количество комплектующих и соединительных деталей. Однако, благодаря тому, что современный рынок позволяет приобрести качественные термостойкие и износостойкие детали из прочных и надёжных материалов, ремонт и монтаж системы значительно облегчается.

4. Судовые трубопроводы. Такие системы применяются для перекачки сырья на судах различных типов. Они обладают отличительными свойствами и техническими характеристиками, которые зависят от характера работы.

Магистрали на перерабатывающих предприятиях называются технологическими

5. Машинные трубопроводы. Конструкции, которые имеют небольшие размеры относительно других типов и выполняют функции по подаче топлива, машинного масла и т. д.

По характеру транспортировки жидкости встречаются следующие виды конструкций:

Первый тип обладает внутренним абсолютным давлением среды, равным 0,1 МПа. Второй тип осуществляет перемещение жидкости за счёт наклона сооружения.

Виды трубопроводов по схеме производства

Схема изготовления таких систем дифференцирует их на два типа:

Первый тип имеет последовательное соединение одной конструкции без ответвлений. Сечение такой системы может быть разного диаметра. Сложные конструкции являются сетью из труб и ответвлений. Такие конструкции могут обладать последовательными, параллельными и прочими вариантами соединения элементов.

Классификация трубопроводов по температуре и показателю агрессивности транспортируемого вещества

По температуре рабочей среды конструкции разделяют на три вида:

  1. Холодные трубопроводы (менее 0 °C).
  2. Нормальные сети(от +1 до +45 °C).
  3. Горячие трубопроводы (выше 46 °C).

Простые магистрали — это прямые сети без разветвлений и сложных узлов

По показателю агрессивности среды бывают:

  • слабоагрессивные;
  • среднеагрессивные;
  • неагрессивные.

Виды транспортируемых веществ

Магистральные конструкции осуществляют транспортировку огромного количества веществ в разных агрегатных состояниях.

Основные из них:

  • природные газы, а также нефтяные углеводородные;
  • углеводородные газообразные соединения, которые были получены искусственным путём;
  • углеводородные газы сжиженного типа;
  • нефть, которая транспортируется по трубопроводам от главных насосных станций до мест переработки;
  • нефтепродукты, которые были получены путем переработки сырой нефти.

Полезная информация! Добытую нефть доставляют в нефтесборные пункты по специальным трубопроводам. Дальше по нефтесборным трубам она поступает на головные строения перерабатывающего предприятия.

Трубы для магистральных конструкций

Материал для трубопроводных конструкций выбирают, опираясь на многие показатели. Но в первую очередь выбор материала зависит от климатических условий.

Помимо этого, важным критерием выбора материала является тип среды, транспортировку которой будет производить система. В основном применяются трубы из металла и пластика. Металлические трубы могут быть чугунными или стальными.

Пластиковые, в свою очередь, подразделяют на: поливинилхлоридные (ПВХ), полиэтиленовые (ПЭ), полипропиленовые и прочие.

Стальные трубы пригодны для монтажа сетей любого назначения и типа

Кроме этого, можно встретить системы из бетона, асбестоцемента, керамики, стекла.

Самым популярным материалом, который применяется в изготовлении труб для магистральных систем, является сталь. Стальные изделия обладают рядом преимуществ: надёжность, прочность, экономичность, простота сварки. Магистральная труба из такого материала служит, как правило, достаточно долго и надёжно.

Важно

По методу производства все трубы для магистральных конструкций принято разделять на:

  1. Не имеющие шва.
  2. Имеющие продольный шов.
  3. Имеющие спиральный шов.

Труба магистральная бесшовная применяется в конструкциях с диаметром до 529 мм. Сварные трубы используют с диаметром 219 мм и выше. Длина выпускаемых труб, как правило, колеблется от 10,5 до 11,6 м. Диаметр наружной поверхности и показатели толщины стенок труб подчиняются определённым стандартам.

Помимо этого, все трубы для трубопроводов подразделяют по климату, в котором они применяются на:

Обычные трубы используются при строительстве конструкций в средних и южных широтах, а северные — в холодных климатических условиях. Рабочая температура для первой группы труб — 0 °C и выше. Для северных труб эксплуатационная температура — от –20 °C до –40 °C.

Сталь, которая используется для трубопроводных элементов, подвергается разным вариантам обработки и является, как правило, низколегированной.

Для северных районов используются трубы особого типа, которые устойчивы к низким температурам

Прокладка трубопроводов

Виды монтажа магистральных систем могут осуществляться в нестандартных климатических условиях: в пустынях, горах, болотной местности, а также при переходах через различные природные препятствия.

Сборка трубопровода может производиться одиночным методом или с применением технического коридора. Во втором случае располагают параллельно идущие трубы. Расстояние от подземных и наземных конструкций до населённых пунктов и других построек определяются исходя из конкретного случая по размеру, диаметру, важности и другим показателям трубопровода.

Расстояние между параллельными трубопроводами рассчитывают исходя из правил технологий поточного строительства и других важных показателей. Глубину размещения конструкции определяют в зависимости от диаметра труб, входящих в её состав и особенностей местности. Эти данные представлены в таблицах ниже.

Таблица 1

Диаметр трубы (мм) Глубина заложения (м)
1000 0,8
1000 и более 1

Прокладка магистральных трубопроводов в местах шахтных разработок

В местах, где планируется или уже проходит горная выработка, прокладку магистральных систем рассчитывают, опираясь на все необходимые требования и технические нормы. При расчёте обязательно нужно учитывать показатели прочности трубопровода и особенность местности. Не следует забывать про то, что земная поверхность влияет на деформацию конструкции.

Важно! Строительство магистральных трубопроводов разрешается практически в любых горно-геологических обстоятельствах.

Трасса конструкции должна быть согласована с планом горных работ и пролегать в тех участках, где уже закончилась добыча определённого вещества.

Это очень важный момент, так как несогласованная с общими планами производства прокладка трубопровода может помешать работе всей шахты.

Совет

При прокладке трубопроводов следует учитывать рельеф местности, так как неровный грунт может приводить к деформации труб

Таблица 2

Местность Глубина заложения (м)
Болотистая 1,1
Песчаная 1
Скалистая 0,6
На пахотных землях 1

Помимо этого, в условиях горных выработок, осуществляется оснастка системы труб специальными устройствами — компенсаторами. Эти устройства выполняют защитную функцию, увеличивая деформационную способность труб.

В случае, если подземная прокладка невозможна , выполняют надземную. Также этот тип монтажа рекомендуется, если не исключены провалы грунта. Изоляцию таких трубопроводов проводят по всем техническим правилам и нормам. Современное производство труб предлагает изделия с уже нанесенным термоизолирующим и защитным слоем – это трубы в ППУ-изоляции.

В процессе своей работы трубопроводы переносят действие разных климатических условий. Магистральная труба, которая проложена в почве, «ощущает на себе» воздействие почвенной коррозии. Если же трубопровод проходит над землёй, то он подвержен атмосферной коррозии.

Конструкции, которые прокладываются под землёй, защищают от разрушения двумя вариантами защитных покрытий: нормальное, усиленное. Усиленное покрытие используют в двух случаях: трубопровод сделан из сжиженной стали или его диаметр превышает 1020 мм и более.

Также подобная изоляция применима при повышенных показателях солей в почве, которая служит рабочей средой для системы труб и при прокладке трубопроводов в болотистых местностях или на подводных переходах. Кроме этого, для предотвращения губительного воздействия коррозии используют пассивные и активные средства.

Читайте также:  Вес 1 секции чугунного радиатора мс-140

К пассивным относят изоляцию, а к активным — электрохимическую защиту.

Для защиты сети от коррозии и механических повреждений используют трубы с заводской изоляцией

Защита окружающей среды

Проектируя строительство магистральных трубопроводов, не стоит забывать о предохранительных мерах по защите окружающей среды. Транспортируемые по сетям вещества зачастую обладают химически вредными показателями и при утечках могут создавать экологические катастрофы локального типа.

В первую очередь конструкция должна обладать всеми техническими характеристиками для применения её в тех или иных климатических условиях. Должна предусматриваться изоляция и защита труб от губительных коррозийных воздействий. Возможность разрушения поверхности трубы должна быть сведена к минимуму.

Важно! Если место прокладки конструкции подвержено почвенной эрозии, то должны проводиться работы по его укреплению для предотвращения опасности.

В сложных температурных условиях или в активных сейсмических районах необходимо снабжать трубопроводы специальной изоляцией и устанавливать по их длине компенсаторы.

Обратите внимание

Магистральные сети – важная составляющая инфраструктуры любой страны, поэтому их проектирование и монтаж регламентируются строгими стандартами. Для каждого типа магистрали подбираются трубы и вид их установки с учетом климатических и прочих условий, в которых будет работать планируемая сеть.

Источник: http://TrubaMaster.ru/vodoprovodnye/magistralnye-truboprovody.html

Как выполняется прокладка магистральных трубопроводов, какие трубы используются

Содержание:

Определение магистрального трубопровода, если не вдаваться в подробности, выглядит просто: магистральный трубопровод – это инженерное сооружение, обеспечивающее транспортировку различных веществ с производственного объекта или места добычи к точке назначения. Помимо основной магистрали, к данному виду трубопроводов относятся и различные ответвления. Все магистральные линии классифицируются по разным признакам на множество видов. О магистральных трубопроводах и пойдет речь в этой статье.

Назначение магистральных трубопроводов

Посредством промышленных и магистральных трубопроводов осуществляется передача сырья на большие расстояния. Транспортироваться может масса веществ – от газообразных или жидких до сыпучих.

В конечном итоге эти вещества попадают в точку назначения – а это бытовые потребители, промышленные объекты и перерабатывающие предприятия.

Магистральные трубопроводы – это достаточно важная составляющая инфраструктуры большинства стран, особенно тех, что имеют развитую промышленность.

Рассматриваемые сооружения позволяют развивать экономику и промышленность, а также в немалой степени влияют на жизнедеятельность населения страны.

Постоянное развитие инфраструктуры приводит к регулярному обновлению требований безопасности, предъявляемых к магистральным трубопроводам, особенно учитывая степень их воздействия на человеческую жизнь – данные сооружения позволяют передавать энергию, без которой невозможна жизнь ни в одной стране.

Классификация

Все магистральные сооружения подчиняются четкой классификации, которая включает в себя несколько параметров, позволяющих разделить подобные конструкции на категории.

Одним из таких параметров является рабочее давление трубопровода, в зависимости от которого выделяют следующие виды конструкций:

  1. I класс.

    Величина давления в данной группе трубопроводов может превышать 25 кгс/см2, что является самым высоким показателем.

  2. II класс. Трубопроводы этой группы считаются средними и рассчитаны на рабочее давление, варьирующееся в диапазоне от 12 до 25 кгс/см2.
  3. III класс. Магистральный трубопровод третьего класса может работать при рабочем давлении, не превышающем 12 кгс/см2.

Еще одним параметром, позволяющим классифицировать магистральные трубопроводы, является диаметр сооружения, в зависимости от которого происходит следующее деление на классы:

  1. I класс, диаметр трубопровода которого находится в пределах от 1000 до 1200 мм.
  2. II класс – от 500 до 1000 мм.
  3. III класс – от 300 до 500 мм.

  4. IV – менее 300 мм.

В зависимости от назначения трубопроводы делятся на:

  • Магистральные, обеспечивающие передачу веществ от точки сбора до потребителей;
  • Местные, позволяющие распределить полученные вещества в населенных пунктах или на промышленных объектах.

Магистральные трубопроводы делятся на два вида в зависимости от способа транспортировки жидкой среды:

  • Напорные системы, в которых поддерживается постоянное давление, равное 0,1 МПа;
  • Безнапорные системы, транспортировка жидкости в которых происходит под действием гравитационных сил.

Прокладка магистральных трубопроводов может выполняться несколькими способами, которые тоже дают возможность классифицировать данные сооружения:

  • Наземная прокладка, для которой используются специальные опоры;
  • Подземная прокладка, для которой в земле выкапываются траншеи (трубопровод, установленный на опорах в тоннеле, тоже является подземным).

Помимо описанных выше видов магистралей, есть еще два – подводный и плавающий. Такая прокладка выполняется по дну водоема или по поверхности воды соответственно.

Одним из ключевых параметров, разделяющих магистральные трубопроводы на категории, являются их габариты, в зависимости от которых можно выделить следующие виды сооружений:

  1. Магистральные трубопроводы. Предназначение таких конструкций – транспортировка различных сред и веществ на большие дистанции.

    Как правило, данный вид сооружений используется для передачи нефти и газа. Конструкция магистралей включает в себя большое количество насосов и газораспределительных приборов, а также линейных частей и устройств, необходимых для подготовки к транспортировке.

    Магистральные трубопроводы постоянно находятся в рабочем состоянии, а их остановки устраняются в кратчайшие сроки, ведь задержки могут привести к неприятным последствиям.

  2. Технологические трубопроводы. Этот вид систем используется на промышленных объектах и смежных предприятиях.

    При помощи технологических сетей транспортируется различное сырье, необходимое на производстве. Кроме того, данный вид коммуникаций обеспечивает вывод производственных отходов.

  3. Коммунально-сетевые трубопроводы. Такие сети необходимы для передачи горячей воды или пара.

    Монтаж коммунально-сетевых линий довольно сложен в силу использования большого количества соединений и элементов. Отчасти эта проблема компенсируется изобилием качественных материалов на рынке – по крайней мере, с этим не возникает проблем. В зависимости от назначения выделяют транзитные и распределительные сети, а также их ответвления.

  4. Судовые трубопроводы.

    Как следует из названия, данный вид трубопроводов используется на судах и обеспечивает транспортировку необходимого сырья. Характеристики судовых трубопроводов могут варьироваться в достаточно широких пределах и зависят от специфики судна.

  5. Машинные трубопроводы.

    Данные сооружения применяются в различных механизмах и агрегатах для подачи топлива, масла и прочих технических жидкостей. Отличительной особенностью этих конструкций является компактность, которая особенно заметна на фоне описанных выше сооружений.

Трубопроводы делятся на виды, помимо уже указанных параметров, в зависимости от схемы их производства:

  1. Простые. Такие системы состоят из отрезков труб, подключенных последовательно. Различных ответвлений нет.
  2. Сложные. В отличие от предыдущего вида, сложные трубопроводы могут иметь массу ответвлений, дополнительных элементов и других соединений.

Предпоследний параметр, позволяющий классифицировать магистральные трубопроводы – температура рабочей среды, отталкиваясь от которой, выделяют:

  • Холодные трубопроводы (температура ниже 0 градусов);
  • Нормальные трубопроводы (температура от +1 до +45 градусов);
  • Горячие трубопроводы (температура превышает +46 градусов).

Последний параметр, по которому классифицируются трубопроводы – степень агрессивности транспортируемой среды, в зависимости от которой сети бывают:

  • Слабоагрессивные;
  • Среднеагрессивные;
  • Неагрессивные.

Виды транспортируемых веществ

По магистральным трубопроводам может транспортироваться достаточно широкая номенклатура веществ и сред, среди которых можно выделить:

  • Различные виды природных газов;
  • Углеводородные синтетические вещества в газообразном состоянии;
  • Сжиженные углеводородные газы;
  • Нефть;
  • Различные формы нефтепродуктов.

Транспортировка каждого вещества имеет собственную технологию. Например, нефть сначала аккумулируется в нефтесборных пунктах, а уже из них передается в перерабатывающее предприятие.

Трубы для магистральных сетей и их прокладка

Выбор подходящих труб для обустройства магистральной линии – дело непростое и требующее внимания к массе показателей. Одним из важнейших показателей являются погодные условия в том регионе, где будет прокладываться конструкция. Кроме того, немаловажен характер среды, которая будет транспортироваться системой.

Для прокладки магистрального трубопровода чаще всего используются металлические (сталь и чугун) и пластиковые (ПВХ, ПЭ и др.) изделия. Впрочем, для отдельных ситуаций могут применяться и другие материалы – бетон, асбестоцемент, керамика или стекло.

Наиболее распространенным материалом все же являются стальные трубы, имеющие несколько важных достоинств – долговечность, надежность и простота монтажа. Стальной трубопровод обходится сравнительно недорого и качественно выполняет свои функции на протяжении всего срока эксплуатации.

Важно

Используемая для производства труб сталь (чаще всего низколегированная) должным образом обрабатывается для достижения необходимых характеристик.

Все виды труб, используемые для создания магистрали, делятся на три вида:

  1. Бесшовные. Магистральные бесшовные трубы можно использовать в системах, диаметр которых не превышает 529 мм.

  2. С продольным швом. Трубы, имеющие сварной шов, подходят для трубопроводов диаметром более 219 мм.
  3. Со спиральным швом.

Стандартная длина магистральных труб варьируется в пределах от 10,5 м до 11,6 м, но есть и нестандартные варианты, которые обычно изготавливаются по индивидуальному заказу.

В зависимости от подверженности труб погодным воздействиям различают обычные и северные изделия. Обычные используются в достаточно теплых регионах, а северные, соответственно, в тех местах, где магистрали приходится работать в условиях отрицательных температур.

Монтаж трубопроводов

Магистральные трубопроводы могут проходить по разным климатическим зонам, поэтому при их прокладке необходимо учитывать воздействие всех внешних факторов, используя сложные расчеты и нормативные документы. Для сборки конструкции может использоваться одиночный метод или технический коридор, который предполагает наличие параллельно идущих труб.

Дистанция между коридором и трубопроводом рассчитывается индивидуально для каждой ситуации.

Глубина, на которой будет устанавливаться конструкция, определяется по диаметру используемых труб и особенностей рельефа. Если диаметр трубы не превышает 1000 мм, то глубина заложения будет составлять 0,8 м, а для больших диаметров закладка осуществляется на глубине 1 м.

Дистанция до различных строений и населенных пунктов рассчитывается индивидуально в зависимости от характеристик и назначения магистрали.

Все описанное выше касается и трубопроводов, которые устанавливается в районах горных выработок, с той лишь разницей, что приходится учитывать нормативы и соблюдать соответствующие требования.

В частности, такие сооружения дополнительно оборудуются компенсаторами, повышающими прочностные характеристики труб.

Обычно шахтные трубопроводы укладываются в грунте, а для их защиты используется нормальное или усиленное покрытие. Последнее необходимо для конструкции из сжиженной стали или в том случае, когда диаметр трубопровода составляет более 1020 мм.

При обычной прокладке труб в качестве защиты используется ППУ изоляция.

Экологическая безопасность

Магистральные трубопроводы зачастую обеспечивают транспортировку опасных и агрессивных веществ, поэтому при их монтаже необходимо позаботиться о защите окружающей среды от негативного воздействия, которое может возникнуть в результате утечки.

Конечно, основной защитой является качественный монтаж конструкции, в который можно включить использование качественных материалов, грамотное проектирование магистральных трубопроводов и соответствие их характеристик нормативам. Магистраль обязательно должна находиться в слое изоляции, предохраняющей ее от коррозии и воздействия внешних факторов – учитывая опасность протечек, вероятность их возникновения нужно уменьшить до предела.

Если участок, по которому проходит трубопровод, подвержен эрозии, то почву необходимо укрепить. Для нормального функционирования сооружения в тяжелых климатических условиях или при сейсмической активности его нужно оборудовать усиленной изоляцией и компенсаторами.

Заключение

Совет

В данной статье был дан подробный ответ на вопрос о том, что такое магистральные трубопроводы. Данные сооружения являются важным элементом инфраструктуры любой страны, поэтому их проектированию и созданию уделяется серьезное внимание. Существует немало видов магистральных сетей, к каждому из которых предъявляются индивидуальные, но всегда строгие требования, что обусловлено немалым риском возникновения локальной катастрофы в результате нарушения целостности конструкции.

Источник: https://trubaspec.com/montazh-i-remont/kak-vypolnyaetsya-prokladka-magistralnykh-truboprovodov-kakie-truby-ispolzuyutsya.html

Виды прокладки сетей

Тепловые сети. Виды прокладки сетей

В состав тепловых сетей входят:

· теплопроводы, состоящие из соединенных сваркой труб с тепловой изоляцией;

· компенсаторы, воспринимающие температурные удлинения;

· запорная (задвижки) и регулирующая арматура (регуляторы давления, расхода, температуры), предохранительное оборудование, устанавливаемое в специальных камерах;

· насосные станции;

· дренажные устройства;

· подвижные и неподвижные опоры;

· несущие и строительные конструкции.

Тепловые сети, как правило, имеют трехуровневую структуру:

· Магистральные сети;

· Распределительные сети;

· Внутриквартальные сети.

Магистральные тепловые сети представляют собой участки, несущие основную тепловую нагрузку и соединяющие источники тепла с крупными тепловыми потребителями или тепловыми пунктами.

Распределительные сети транспортируют тепло от ТП или магистральных сетей к объектам теплопотребления или к внутриквартальным сетям. Они отличаются от магистральных сетей меньшим диаметром.

Внутриквартальные сети ответвляются от распределительных сетей или от промежуточных ТП и заканчиваются в местных ТП потребителей тепла.

Часто внутриквартальные сети входят в состав распределительных.

Виды прокладки сетей

Различают надземную и подземную прокладку теплопроводов.

Надземная прокладка применяется редко, в основном на отдельных участках теплопроводов: во дворах заводских территорий и электростанций; для прокладки теплопроводов от источников тепла, удаленных на большие расстояния от зоны городской застройки, если они дают значительную экономию средств и материалов, и если нет опасности замерзания теплоносителя; в местах с повышенными грунтовыми водами; на плывучих грунтах; в условиях вечной мерзлоты и т.д. Это объясняется тем, что надземная прокладка нарушает архитектурный ансамбль, стесняет проезды, имеет большие (при прочих равных условиях) тепловые потери, чем при подземной прокладке, не гарантируют от замерзания теплоносителя при неполадках, авариях, или нарушении теплоизоляции.

Подавляющее большинство отечественных теплопроводов прокладываются подземным способом. Теплопроводы прокладывают в каналах (непроходных, полупроходных и проходных – туннелях) и бесканально.

Недостатком подземных прокладок является опасность увлажнения и разрушения тепловой изоляции вследствие воздействия окружающего влажного грунта, опасность внешней коррозии труб из-за воздействия блуждающих электрических токов, влаги и агрессивных веществ, содержащихся в грунте. Подземные прокладки связаны с необходимостью вскрытия улиц, проездов и дворов при строительстве и капитальных ремонтах теплосетей.

Для сокращения потерь тепла применяют теплоизоляцию теплопроводов.

Для правильного выбора трассы тепловых сетей необходимо выполнение следующих условий:

· магистральные сети следует прокладывать вблизи центров тепловых нагрузок;

· трассы должны иметь кратчайшие расстояния;

· тепловые сети не следует прокладывать в мокрых грунтах и затопляемых районах городов и промышленных предприятий;

· трассы не должны мешать работе транспортной системы города

· трассировка сетей должна обеспечивать удобства при проведении ремонтных работ;

· выбранный вариант трассы тепловых сетей должен иметь наименьшую стоимость при строительстве и эксплуатации и обладать высокой надежностью;

· подземную прокладку не стоит намечать вблизи (или вдоль) электрифицированных железнодорожных и трамвайных путей во избежание электрокоррозии металлических трубопроводов;

· в вечномерзлых грунтах прокладка тепловых сетей должна быть только надземной.

С ростом города и промышленности растет и подземное хозяйство: водопровод, канализация, водостоки, газопроводы, пневматическая почта, электричество (кабельное), телефон, телеграф, трубопроводы специального назначения и т.д.

Для рациональной прокладки теплопроводов под городскими проездами и площадями необходимо обеспечить взаимную увязку прокладок различного назначения с учетом возможности дальнейшего его расширения.

Обратите внимание

При проектировании подземных теплопроводов необходимо стремиться к возможному уменьшению числа колодцев. Колодцы стоит ставить только в местах, требующих надзора и постоянного обслуживания, т.е. там, где расположены сальниковые компенсаторы, фланцы и арматура.

Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 709; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s104140t1.html

Способы прокладки линейной части магистральных трубопроводов

Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть — непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная вдоль трассы тем или иным способом.

В настоящее время существуют следующие конструктивные схемы прокладки магистральных трубопроводов: подземная, полуподземная, наземная и надземная. Выбор той или иной схемы прокладки определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико- экономического сравнения различных вариантов.

Подземная схема укладкиявляется наиболее распространенной (98% от общей протяженности) и предусматривает укладку трубопровода в грунт на глубину, превышающую диаметр труб (рис. 1,а — д).

При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных температурных условиях.

Однако на участках с вечномерзлыми, скальными и болотистыми грунтами данная схема укладки является неэкономичной из-за высокой стоимости земляных работ.

Кроме того, необходимость специальной балластировки (особенно газопроводов) на участках с высоким стоянием грунтовых вод и надежного антикоррозионного покрытия от почвенной коррозии значительно удорожает стоимость строительства.

а б в

г д е

а — с вертикальными боковыми откосами; б— наклонными боковыми откосами; в комбинированная траншея; г —укладка с балластировкой седловидными пригрузами; д —укладка с использованием винтовых анкеров против всплытия; е — укладка в обсыпке из специально обработанных грунтов

Полуподземная схема укладкиприменяется при пересечении трубопроводом забо-лоченных и солончаковых участков, при наличии подстилающих скальных пород. Трубопровод укладывается в грунт на глубину менее диаметра с последующим об-валованием выступающей части (рис. 1 е).

а- в обсыпке минеральным грунтом; б – в обсыпке гидрофобизированным грунтом

Наземная схема укладкив насыпи преимущественно используется в сильно обвод-ненных и заболоченных районах. При всех ее преимуществах недостатком является слабая устойчивость грунта насыпи и устройство большого числа водопропускных сооружений.

а- в обсыпке минеральным грунтом; б – в обсыпке гидрофобизированным грунтом

Надземная прокладкакак линейной части магистральных трубопроводов (рис.3 а), так и отдельных его участков (рис. 3 б) рекомендуется в пустынных районах, районах горных выработок и оползней, на участках вечномерзлых грунтов и болот III типа, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия.

Рис. 3 б. Надземная прокладка отдельных участков магистральных трубопроводов: IБалочные системы: – а — однопролетный трубопровод;

б — многопролетный трубопровод в обычных грунтах;

в – многопролетный трубопровод на земляных призмах; г — трубопровод с Пили Г— образными компенсаторами. IIАрочные системы; д – однотрубный переход круговой или параболической формы; е — треугольный; ж — трапецеидальный.

IIIВисячие системы, з — вантовый переход; и — гибкий переход; к – самонесущий переход.

Список используемой литературы

1. Трубопроводный транспорт нефти и газа / P.A. Алиев, В.Д. Белоусов, А.Г. Немудров и др. 2-е изд. М.: Недра, 1988. 2. Организация строительства магистральных трубопроводов / Ю.П. Баталин, В.Л. Березин, Л.Г. Телегин и др.

М.: Недра, 1980. 3. Березин В.Л., Громов Н.И. Поточное строительство магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1988.

4. Трубопроводный транспорт газа / С.А. Бобровский, С.Т. Щербаков, Е.И. Яковлев и др. М.: Наука, 1976..

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36880t2.html

Виды трубопроводов

Трубопровод – это особое сооружение, к составными частями которого относятся трубы и обширный перечень соединяющих их деталей. Выделяют несколько классификаций данного вида конструкций, первая из которых подразделяет трубопроводы на виды, в зависимости от способа прокладки…

Трубопровод наземный. Такая конструкция монтируется над уровнем земли и устанавливается на специальных опорах. Магистраль, состоящая из труб, в таком случае прокладывается арочным, либо висячим способом. Или же протягивается при помощи специальных балок.

Подземный трубопровод прокладывается под уровнем грунта. Укладка осуществляется в специальные траншеи или рвы. Если же конструкция протягивается под водоемом, для ее монтажа организуются так называемые дюкеры.

Подводные трубопроводы проходят по дну водоемов (рек, озер, каналов и т.п.).

Важно

Надводный трубопровод – конструкция, устанавливаемая над поверхностью водоемов, для чего чаще всего используются надежные крепления, фиксирующие детали на поплавках.

Классификация трубопровода также может осуществляться по разновидности веществ, транспортируемых с его помощью.

Аммиакопровод – сооружение, монтируемое специально для транспортировки аммиака.

Водопровод – технологическое приспособление, предназначенное для передачи как питьевой, так и технической воды. Как правило, трубопроводы такого рода устанавливаются для постоянного снабжения жилых строений. Кроме того, подобные сооружения активно применяются в промышленных, а также в транспортных структурах.

В этой сфере трубопроводы подразделяются на хозяйственно-питьевые, противопожарные, производственные, и, наконец, конструкции, предназначающиеся для полива. Выделяется также и так называемый водовыпуск – устройство, обеспечивающее принудительный слив воды. Такие конструкции находят свое применение в производстве, на котором используются коллекторы, резервуары и т.п. приспособления.

В частности, они являются неизменной составной частью любой подземной коммуникации.

Воздухопровод – конструкция, используемая в устройстве промышленных предприятий для обеспечения помещений и устройств сжатым воздухом.

Газо- и нефтепровод – сооружение, монтируемое для передачи всех видов газообразных веществ, а также сырой нефти.

Нефтепродуктопровод – локальная конструкция, используемое, как правило, в пределах, ограниченных территорией одного предприятия. Такие трубопроводы обыкновенно применяются для передачи продуктов, получаемых путем переработки нефти.

Совет

Мазутопровод– конструкция, основным назначением которой является транспортировка тяжелых нефтепродуктов (напр. дизельного топлива, мазута и т.п.).

Паропровод – используется для передачи горячего пара под сильным давлением. Такие трубопроводы активно эксплуатируются при устройстве отопительных систем как в жилых домах, так и в промышленных помещениях, а также для организации нормальной работы механических установок.

Кроме перечисленных выше разновидностей трубопроводов существуют: конденсатопроводы, трубопроводы для транспортировки продуктов синтеза, массопроводы для сыпучих материалов, этиленопроводы и прочие.

В зависимости от масштаба конструкции, выделяют трубопроводы:

– магистральные;

– технологические;

– коммунально-сетевые;

– судовые;

– машинные.

Магистральный трубопровод предназначается для поставки самых разнообразных веществ на большие расстояния.

В перечень основных сред, для передачи которых используется такая разновидность трубопровода, входят нефть, газ и их производные.

В число составных частей конструкции магистрального трубопровода помимо труб и соединительных деталей входят также и станции, исполняющие различные функции: насосы (компрессоры), газораспределительные системы и т.д.

Пример магистрального трубопровода

Трубопровод технологический – конструкция, широко применяющаяся на промышленных предприятиях, специализирующихся на перекачке разного рода веществ – сырья, воды разных температур, горячего пара, жидкого и газообразного топлива и т.д. Кроме того технологический трубопровод активно используется для передачи продуктов переработки нефти и газа, а также транспортировки отходов, оставшихся после этой переработки. 

Пример технологического трубопровода 

Коммунально-сетевые трубопроводы монтируются для обеспечения транспортировки горячей воды, пара, а также бытовых отходов и продуктов жизнедеятельности.

Обратите внимание

Особенностью такой разновидности трубопроводов является высокая сложность их монтажа, множество ответвлений и изгибов, для обеспечения которых требуется большое количество соединительных деталей.

В свою очередь коммунально-сетевой трубопровод имеет несколько разновидностей и может быть: транзитным, распределительным или же представлять собой сложное ответвление.

Пример коммунально-сетевого трубопровода

Судовые трубопроводы имеют очень узкую сферу применения и монтируются только на морских и речных судах. Такие конструкции служат для передачи жидких сред на судовом транспорте. Данные трубопроводы разнятся своими техническими характеристиками: рабочими параметрами, показаниями к эксплуатации, протяженностью и т.п. в зависимости от своего назначения. 

Пример судового трубопровода

Машинные трубопроводы – самые мелкие в сравнении с остальными разновидностями конструкции, применяемые практически во всех транспортных средствах, в которых используются двигатели внутреннего сгорания топлива. По машинным трубопроводам подается бензин, солярка, газ, машинное масло, тосол, а также охлажденный воздух.

В зависимости от способа передачи поставляемых сред, трубопроводы подразделяются на напорные и самотечные. Первые предназначаются для транспортировки веществ под внутренним давлением, превышающем 0,1 МПа. Самотечные (или безнапорные) трубопроводы укладываются в соответствии с естественным геодезическим уклоном, благодаря которому и происходит движение среды в конструкции.

Также трубопроводы классифицируют по степени потери напора при эксплуатации. Так, выделяют длинные и короткие конструкции. Трубопроводы первой разновидности характеризуются 10%-ой потерей напора по длине. Как правило, при помощи таких сооружений осуществляется транспортировка нефти и воды. Короткие трубопроводы отличаются более высокой потерей напора (более 10%).

По схеме изготовления выделяют простые и сложные конструкции, которые классифицируются в зависимости от наличия (отсутствия) ответвлений и способа соединения. Сложный трубопровод – система труб и соединительных деталей с одним, либо целой сетью ответвлений, параллельными ветвями и т.п.

В зависимости от рекомендованной температуры эксплуатации и степени агрессивности транспортируемого вещества трубопроводы бывают:

– холодные (ниже 0°С);

– нормальные (от +2 до +46°С);

– горячие (более 46°С),

а также трубопроводы для:

– неагрессивных сред;

– мало-агрессивных сред;

– сред средней агрессивности.

Важно

В зависимости от применения и своего назначения магистральные трубы и соединительные детали трубопровода могут изготавливаться из стали различных марок, чугуна или же из пластмассы. Потому классифицировать трубопроводы можно по материалу.

Пластмассовые конструкции можно подразделить на винипластовые (ВП), поливинилхлоридные (ПВХ), полиэтиленовые (ПЭ), фаолитовые и стеклопластиковые.

 Пример полиэтиленового трубопровода

Значительно реже можно встретить трубопроводы из асбоцемента, керамики, стекла и железобетона.

Источник: http://ngmagistral.ru/stati-i-analitika/411-truboprovod-analys.html

Магистральные нефтепроводы

Классификация и состав Стоимость строительства и эксплуатации

Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатываювцие заводы и экспорт.

Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным транспортом: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставхциков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.

Рассматривая систему трубопроводного транспорта нефти (нефтеснабжения), следует отметить, что ей присущи основные особенности, характерные для больших систем энергетики.

К ним относятся взаимосвязь с другими отраслями промышленности, территориальная распределенность, сложность, непрерывность развития и обновления, инерционность и непрерывность функционирования, многоцелевой характер и неравномерность процессов приема и сдачи нефти.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов (при перекачке нефтепродукта иногда употребляют термин нефтепродуктопровод). В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензине-, керосин-, мазутопроводом и т.д.

По своему назначению нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы:

  • промысловые — соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;
  • магистральные (МН) — предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа;
  • технологические — предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а также промежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

Согласно СНиП 2.05.06 — 85 магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра труб (в мм):

  1. — 1000—1200 включительно;
  2. — 500—1000 включительно;
  3. — 300 — 500 включительно;
  4. — 300 и менее.

Источник: http://proofoil.ru/Oilpipeline/Oilpipeline.html

Наружные трубопроводы: виды, назначение, требования к прокладке

13 мая 2016 г.

В современных системах водоснабжения и ка­нализации выполняются большие объемы работ по прокладке наружных трубопроводов из труб различных видов. 

Трубопроводы подразделяют на напорные, по которым жид­кость подается под давлением (например, водопроводы), и без­напорные, в которых жидкость движется самотеком при соответ­ствующем уклоне трубопровода. В зависимости от транспорти­руемой среды и назначения трубопроводы подразделяются на водопроводы и канализационные трубопроводы. 

В зависимости от назначения и характера транспортируе­мой среды трубопроводы прокладываются в земле на опреде­ленной глубине и с уклоном. 

Совет

Глубину заложения трубопровода назначают исходя из сле­дующих основных условий: исключить возможность замерза­ния или перегрева транспортируемого по трубопроводам про­дукта и обеспечить сохранность трубопровода при воздействии внешних динамических (от транспорта) и статических (давле­ние грунта) нагрузок. 

Уклоны трубопроводов задаются исходя из следующих усло­вий: для самотечных (безнапорных) трубопроводов — обеспе­чить необходимые скорости потоков жидкостей, а для напор­ных трубопроводов — иметь возможность опорожнить тот или иной участок трубопровода или выпустить накопившийся в нем воздух в случае необходимости (например, при ремонте). 

Размещение трубопроводов в плане должно быть оптималь­ным с точки зрения экономии труб. По возможности их про­кладывают по кратчайшему пути, обеспечивая минимальное число искусственных сооружений (переходов, дюкеров), что облегчает эксплуатацию и ремонт трубопроводов. При подзем­ной прокладке трубопроводов необходимо соблюдать мини­мальные расстояния между ними (при параллельной укладке). 

Размещение трубопроводов в профиле, т.е. по высоте или глу­бине, зависит от способа их прокладки:

  • открытым способом прокладывают трубы по существующим или специально возводимым конструкциям (стенам, опорам, эстакадам), а также в проходных и полупроходных каналах. Доступ для осмотра таких труб возможен и в процессе проклад­ки, и при их эксплуатации;
  • скрытая прокладка труб производится в траншеях и непроход­ных каналах. Доступ к таким трубам возможен только в период строительства;
  • закрытым (бестраншейным) способом трубы укладывают без разработки грунта — прокалыванием, продавливанием, гори­зонтальным бурением, щитовой или штольневой проходкой.

Минимальная глубина и уклон прокладки трубопроводов указываются в проектах. При пересечениях трубопроводов разного назначения необходимо соблюдать по вертикали оп­ределенные расстояния между ними.

Так, между напорными водопроводами это расстояние должно быть не менее 0,15-0,2 м, а при пересечении водопроводных и канализаци­онных сетей — не менее 0,4 м.

Если канализационная сеть прокладывается выше водопровода, то в месте пересечения выполняют специальные защитные устройства (кожуха). 

Глубина заложения водопроводных труб, считая до их ниж­ней точки, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры.

Материал труб и элементов стыковых соединений трубопроводов, проклады­ваемых в зоне отрицательных температур, должен удовлетво­рять требованиям морозоустойчивости.

Определяя глубину за­ложения водоводов и водопроводных сетей при подземной прокладке, учитывают внешние нагрузки от транспорта и ус­ловия пересечения с другими подземными сооружениями и коммуникациями.

Для предупреждения нагревания воды в летнее время глубину заложения трубопроводов хозяйствен­но-питьевых водопроводов надлежит, как правило, принимать не менее 0,5 м, считая до верха труб. Глубину заложения труб производственных водопроводов следует проверять на условия предупреждения нагревания воды лишь в том случае, если на­гревание недопустимо по технологическим соображениям.

Обратите внимание

Прокладка инженерных коммуникаций в районах Севера с вечномерзлыми грунтами осуществляют двумя способами, ис­ключающими тепловое воздействие трубопроводов на грунт: надземным — бесканальным и в каналах на низких опорах, подземным — бесканальным (для одиночных низкотемпера­турных трубопроводов диаметром не более 300 мм) и каналь­ным, используемым при совмещении сетей водоснабжения (холодного и горячего) и канализации. 

Во всех случаях подземные трубопроводы следует конст­руировать так, чтобы их осадки при оттаивании грунтов осно­ваний не превышали допустимых, для чего под трубами и кана­лами в зоне возможного оттаивания производят частичную за­мену вечномерзлого фунта песчаным. 

Глубину заложения канализационных труб принимают на ос­новании опыта эксплуатации трубопроводов в данном районе.

При отсутствии данных по эксплуатации минимальную глуби­ну заложения лотка трубы допускается принимать: для труб диаметром до 500 мм на 0,3 м меньше максимальной глубины проникания в грунт нулевой температуры (глубины промерза­ния фунта) для данного района; для труб большего диаметра — на 0,5 м меньше этой глубины.

Во всех случаях расстояние от поверхности земли до верха трубы должно быть не менее 0,7 м. Трубопроводы, укладываемые на глубину 0,7 м и менее, считая от верха трубы, следует предохранять от промерзания и повре­ждения наземным транспортом. 

Максимальная глубина заложения труб и коллекторов, про­кладываемых открытым способом, зависит от прочности труб, грунтовых условий и метода производства работ. Прак­тически она не должна превышать 4-6 м для керамических или асбестоцементных труб и 6-8 м для бетонных и железобе­тонных. 

Основные требования, предъявляемые к трубопроводам, — это эксплуатационная надежность, водонепроницаемость, долговечность и высокая пропускная способность. Положение трубопроводов должно исключать замерзание или перегрев транспортируемой жидкости. Для безнапорных трубопрово­дов важным требованием является обеспечение необходимого уклона, без чего невозможно самотечное движение сточной жидкости. Требование долговечности трубопроводов связано с требованием коррозионной стойкости труб.

Источник: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/montazh-i-remont-vodosnabzheniya-zhilykh-domov/naruzhnye-truboprovody-vidy-naznachenie-trebovaniy/

Ссылка на основную публикацию