Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. их характеристики

Виды запорной арматуры: краны, клапаны, заслонки и задвижки. Их характеристики

Запорная арматура — это разные, с конструктивной точки зрения, приспособления, которые применяются для регулировки или полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводной конструкции.

Среда, транспортируемая по коммуникации, может быть трёх видов: жидкой, парообразной, газовой.

Обратите внимание

Эти изделия монтируются на трубопроводы с разными показателями давления и используются практически во всех случаях.

Без запорной арматуры невозможно функционирование трубопроводов любого назначения и типа

Основные виды запорной арматуры

На сегодняшний день существует множество изделий, которые относятся к одному большому строительному сегменту — запорной арматуре. Такие приспособления используются в различных сферах человеческой деятельности; в большинстве случаев являются незаменимыми. Запорная арматура может производиться из разных материалов. Рассмотрим их:

В пластиковых коммуникациях эксплуатируются элементы пластиковой запорной арматуры. Запорная трубная арматура классифицируется по двум основным показателям, первый из которых — эксплуатационная область. Рассмотрим основные разновидности трубопроводной арматуры в зависимости от области использования:

1. Промышленная. Такие изделия используются для различных целей на производствах, а также в народном хозяйстве. Изготавливается промышленная арматура серийно в больших объёмах для водопроводов, коммуникаций, транспортирующих пар, отопительных линий и т. д.

2. Общепромышленная. Такая запорная арматура используется в нестандартных условиях. Например, в коммуникациях с высокими показателями давления, температуры, при низких температурах, в трубопроводных конструкциях, которые осуществляют транспортировку агрессивных химических веществ, токсичных и радиоактивных продуктов. К этой разновидности запорных изделий можно отнести:

  • устойчивые к коррозийным воздействиям;
  • криогенные;
  • фонтанные;
  • изделия с обогревом;
  • арматуру для сыпучих сред.

Общепромышленная арматура — это устройства, работающие в нестандартных условиях

3. Специальная. К этой разновидности запорных приспособлений относится продукция, изготовленная по спецзаказу. Её эксплуатационные особенности, как правило, указывается в техническом регламенте.

4. Судовая. Такая запорная арматура используется на речных и морских судах. Изделия, относящиеся к судовой запорной арматуре должны обладать определённым весом, стойкостью к специфическим условиям использования (например, к вибрации).

5. Сантехническая. Самая распространённая разновидность запорной арматуры, которую используют в хозяйственно-бытовых целях. Устанавливаются такие приспособления на различных коммуникациях и приборах, которые эксплуатируются потребителями. Любая сантехника для нормальной эксплуатации нуждается в такой арматуре. В противном случае она не будет функционировать.

Обратите внимание! Производство запорной арматуры этого типа выполняется в промышленных масштабах на предприятиях.

Такая арматура отличается небольшими показателями сечения. Её управление выполняется в большинстве случаев вручную (запорная арматура сантехники), однако, есть и исключения: газовая арматура (защитные клапаны), регуляторы давления.

Сантехническая арматура отличается наибольшими размерами сечения

Разновидности запорной арматуры по назначению

Кроме эксплуатационной области, существует ещё один показатель, по которому классифицируются все изделия этого типа — назначение. По назначению выделяют следующие разновидности запорной арматуры:

  1. Запорная. Используется для полного перекрытия потока рабочей среды в коммуникации. Такая арматура должна иметь хорошие герметизационные показатели и отличаться высокой надёжностью.
  2. Регулирующая. Применяется для контролируемого регулирования расхода рабочей среды внутри конкретной коммуникации. Регулировка осуществляется за счёт изменения рабочих параметров, к которым можно отнести:
  1. Распределительно-смесительная. Такая арматура используется для разграничения потока рабочей среды по разным направлениям или же, наоборот, для соединения потоков воедино.
  2. Предохранительная. Предохранительная или защитная арматура используется для автоматической защиты коммуникаций и различных приборов от перегрузок, которые вызываются повышенным давлением. Такие изделия способны сбрасывать излишки давления рабочей среды.
  3. Отсечная. Предназначается для полного отключения потока рабочей среды (независимо от агрегатного состояния). Такая арматура, кроме полной отсечки рабочей среды, может осуществлять её регулировку.
  4. Фазоразделительная. Используется такая арматура для автоматического разделения рабочей среды. К такой арматуре можно отнести:
  • изделия, осуществляющие отвод конденсата;
  • маслоотделители.

Конденсатоотводчики разных типов относятся к фазоразделительной арматуре

Шаровые и пробковые краны

Такие краны монтируются на коммуникациях, которые транспортируют различные среды: воду, пар, а также газ. К основным характеристикам этих изделий можно отнести небольшие габариты и малые показатели сопротивления. Вес таких изделий в зависимости от размеров может быть от 0,8 до 8,6 кг.

На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются шаровые и пробковые краны. По варианту герметизации они классифицируются на два типа:

Существует три способа стыковки такой запорной арматуры с трубопроводом:

  • посредством соединительного фитинга (муфты);
  • с помощью фланца;
  • с помощью специального сварочного оборудования (приварной метод).

Пробковый кран (вентиль) используется, как правило, для коммуникаций, которые транспортируют природный газ. Рабочие показатели температуры для такой запорной газовой арматуры доходят до +50 °C. Монтаж запорной арматуры этого типа производится в любом необходимом положении с помощью муфт. Выполняются они в основном из чугуна и способны выдерживать давление, равное 0,1 МПа (1 атмосфера).

Вентили и краны имеют различную конструкцию в зависимости от назначения

Установка фланцевых кранов разрешается на трубопроводы с рабочей температурой от −40 до +70 °C. Регулируются краны дистанционно, однако, возможен вариант ручного управления изделием при помощи специального маховика. Ремонт запорной арматуры этого типа выполняется довольно просто потому, что при монтаже можно выбрать удобное положение, позволяющее произвести это мероприятие оперативно.

Обратите внимание! Фланцевые модели производятся преимущественно из стали, которая обладает высокими прочностными характеристиками. Такие устройства монтируются на трубопровод посредством специальных элементов — фланцев (отсюда и название).

Сальниковые модели производятся из чугуна и монтируются на трубопровод посредством муфт. Такие краны эксплуатируются на водо- и нефтепроводах.

Температурные показатели, при которых осуществляет свою работу сальниковый кран, могут доходить до +100 °C. Сальник изготавливается из чугуна и наполняется, как правило, резиной или пенькой.

Допустимое давление рабочей среды для таких моделей составляет 1,0 МПа (10 атмосфер).

Как уже было сказано выше, шаровые модели характеризуются малыми показателями сопротивления, однако, качество этих изделий очень высокое. Их используют даже в коммуникациях, которые отличаются большими показателями сечения.

Производятся такие краны из чугуна, а уплотнительные элементы из специального вещества — фторопласта. Показатели рабочего давления для таких приспособлений составляют 1,0 МПа, а эксплуатационная температура доходит до 100 °C.

Фланцевые вентили устанавливаются на магистрали, работающие под высоким давлением или температурой

Запорный клапан

На сегодняшний день наиболее распространёнными считаются запорные клапаны, которые регулируются посредством маховика или же в некоторых случаях — электропривода.

Однако встречаются модели, управление которых производится дистанционным способом. Запорные клапаны — очень популярная арматура для канализационных коммуникаций.

Для канализации используется различная по материалу запорная арматура, в том числе и пластиковая. Однако чаще всего применяются изделия из чугуна.

Важно

Такие устройства оснащаются специальным уплотнительным кольцом, которое изготавливается из фторопласта, резинового материала или кожи. Монтируется запорная чугунная и пластиковая арматура с электроприводом на трубопроводных конструкциях, транспортирующих воду, пар, воздух и т. д. Устанавливается такой вентиль на трубу с помощью муфт.

Температура рабочей среды запорной арматуры для канализации составляет не больше 50 °C.

Продукция, регулируемая электроприводом, монтируется на коммуникации, транспортирующие рабочую среду при температуре +45 °C.

Все разновидности запорной арматуры (вентилей и задвижек) в большинстве случаев выполняются из чугунного материала и используются для напорных и безнапорных канализационных коммуникаций.

Запорные клапаны больших диаметров оснащаются электроприводом для простоты управления им

Заслонки

Эти изделия эксплуатируются в коммуникациях, которые имеют показатели сечения до 2200 мм. Рассмотрим основные преимущества использования заслонок:

  • простота монтажа;
  • ремонт запорной арматуры этого типа довольно прост;
  • малый вес;
  • компактность;
  • легкоуправляемость;
  • демократичная цена.

Полезная информация! В большинстве случаев регулировка заслонок производится вручную, однако, некоторые модели оснащаются на производстве гидравлическими или пневматическими приводами.

Существуют заслонки, регулируемые с помощью электроприводов. Такие модели применяются в коммуникациях, показатели сечения которых, варьируют от 300 до 1600 мм, а давление рабочей среды составляет примерно 1,0 МПа.

Трубопроводные конструкции, осуществляющие транспортировку воды, оснащаются специальными бесфланцевыми заслонками, которые способны функционировать при давлении 1,0 МПа.

Такие модели оснащаются резиновым уплотнительным кольцом, посредством которого достигаются необходимые герметизационные показатели.

Совет

Модели, которые регулируются вручную, монтируются на трубопровод в любом положении, а модели, регулируемые дистанционно, устанавливаются электроприводом вверх.

Помимо фланцевого способа стыковки этого изделия с коммуникацией, существует также сварочный метод. Изготавливаются эти приспособления из чугуна или стали.

Задвижки

Задвижки отличаются небольшой длиной и используются, как правило, на магистральных трубопроводах, технологических коммуникациях. Эти приспособления оснащаются специальным конструктивным элементом — шпинделем.

Задвижки чаще всего монтируют в трубопроводах технологического назначения

Шпиндель может быть двух типов:

Монтаж таких приспособлений на трубопроводную конструкцию осуществляется посредством фланцев. Материал, из которого изготавливаются задвижки, может быть разным, однако, наиболее распространены чугунные изделия. Эти приспособления эксплуатируются в коммуникациях, транспортирующих:

  • топливный газ;
  • коксовый газ;
  • нефть и масло.

В первом случае применяются задвижки, которые способны выдерживать температуру рабочей среды до 100 °C. Такие задвижки являются клиновидными двухдисковыми и оснащаются невыдвижным шпинделем. Показатель давления, при которых способны функционировать эти изделия, составляет 0,6 МПа (6 атмосфер). Регулировка этих изделий выполняется вручную.

Задвижки, монтируемые на трубопроводные конструкции, которые осуществляют транспортировку коксового газа, отличаются выдвижным шпинделем.

Регулировка таких приспособлений производится посредством электропривода. Изделия, показатели сечения которых составляют 1300 мм, способны выдерживать давление в 1,8 МПа при температуре 200 °C.

А детали с показателем сечения 1500 мм выдерживают давление 0,05 МПа при температуре среды 85 °C.

Для коммуникаций, которые осуществляют транспортировку нефти или же масла, используют задвижки из стали. Шпиндель в таких приспособлениях является выдвижным, также они имеют специальные патрубки. Температурная сопротивляемость таких задвижек является довольно высокой — они способны функционировать при температуре рабочей среды до 250 °C.

Источник: http://TrubaMaster.ru/armatura/vidy-zapornoj-armatury.html

Типы трубопроводной арматуры и её конструктивные разновидности. Задвижки, вентили, клапаны, краны, заслонки, регуляторы и их отличия. Сравнение трубопроводной арматуры различных типов. Условия применения запорных устройств

В настоящей статье говорится о задвижках клиновых фланцевых, их характеристике, принципе работы, а главное, о применении этих изделий на разных трубопроводах:

Задвижки клиновые фланцевые востребованы в коммуникациях промышленного производства на водяных, нефтяных, и газовых трубопроводах. Они являются незаменимой частью любого трубопровода, где необходимо перекрывать участок или полностью всю трубу.

Эти элементы запорной арматуры не являются сложными по конструкции, у них длительные сроки эксплуатации (до 50 лет).

Для безопасной эксплуатации трубопровода, они устанавливаются на определенном расстоянии друг от друга таким образом, чтобы оперативно можно было перекрыть трубу в случае аварии или ремонта.

Фланцевые задвижки

В зависимости от вида трубопровода, применяется соответствующая запорная арматура. Очевидно, что спектр применяемых задвижек здесь широк. Фланцевые задвижки нашли широкое применение во всех сферах народного хозяйства:

  • В отопительной системе;
  • В транспортной отрасли при перевозке нефтепродуктов;
  • В коммуникационных трубопроводах энергетики;
  • В трубопроводах пароходства.

Устройства фланцевых задвижек

Несмотря на простоту, фланцевые клиновые задвижки обладают высокой эффективностью в ряду запорной арматуры. В зависимости от запирающего элемента определяется вид клиновой задвижки. Задвижка фланцевая получила свое название из-за своего исполнения: по бокам её находятся фланцевые диски, которые сопрягаются с такими же дисками на трубе.

У фланцев на задвижке и на трубе, диаметр и отверстия должны строго соответствовать, иначе их не соединить. Между фланцами обязательно устанавливается прокладка из паронита, резины или резинового кольца в зависимости от среды, находящейся внутри трубы. Такое исполнение клиновой задвижки делает её быстросъемной, что немаловажно при ремонте.

По устройству гайки клиновые изделия делятся на 2 категории: с выдвижной и неподвижной гайкой.

То есть, в первом варианте, при открывании или закрывании вентиля гайка двигается поступательно. Во втором варианте гайка остается на месте, а выдвигается винт. Во второй категории клиновые задвижки занимают меньше места и их используют при движении нефтепродуктов и других жидкостей, не вызывающих коррозию металла. В основном используются клиновые изделия с выдвижной гайкой.

По методу закрывания устройства делятся на задвижки:

  • С ручным управлением. Закрытие вручную производится с помощью рукоятки или вентиля;
  • С автоматизированным управлением. При таком закрывании используются, в основном электродвигатели с редуктором, и включаются они через пульт оператором. Гидравлические и пневматические приводы применяются реже, ввиду дополнительного подвода труб, приборов и пр.
Читайте также:  Трубы для газовых и твердотопливных котлов отопления

Особенности конструкции и применение задвижек

Наряду с этим устройства подразделяются по конструкции исполнения. Бывают шаровые, шиберные и клиновые задвижки. Последние являются самыми популярными и востребованными в линейке запорной арматуры.

Задвижки фланцевые изготавливаются в двух вариантах,- это клиновые и параллельные устройства.

Фланцевые клиновые задвижки

У клиновых фланцевых устройств запирающий механизм двигается под углом в 90 градусов к потоку. Уплотнительные прокладки в них устанавливаются под определенным углом друг к другу. Обычно, такие задвижки используют при перемещении в трубах воды, газа, нефтяных продуктов.

Сам клин может быть цельнолитым, металлическим с резиновым покрытием или же сделанным из двух жестких дисков из легированной стали. В результате такой сборки, можно менять сальниковую набивку, не перекрывая трубу.

Однако при эксплуатации таких изделий, иногда происходит заклинивание запирающего устройства от разницы температур, или от повреждения прокладки.

Клинкетная задвижка

Клинкетная задвижка внутри имеет 2 диска, жестко соединенных друг с другом. Подобная конструкция надежная, она не заклинивает при движении, резиновые прокладки изнашиваются минимально, а управлять задвижкой намного легче. Такие задвижки наиболее распространены в трубопроводах на кораблях, из-за вредного действия морской соли.

При параллельном исполнении поверхности располагаются параллельно относительно друг друга. Также их подразделяют на задвижки: однодисковые (шиберные); двухдисковые задвижки.

Шиберные клиновые задвижки

Шиберные задвижки применяют при направлении среды в одном направлении. Из-за простой конфигурации они не могут герметично обеспечить максимальное перекрытие, но зато они ремонтно пригодны. Это дает возможность использования их в среде, где присутствуют механические частицы, а именно в канализационных системах.

Клиновые задвижки с шаровым запирающим механизмом

Устройства с шаровым механизмом аналогичны по конструкции с бытовыми кранами. Наиболее востребованными являются модели Ду50 из-за невысокой стоимости. Изделия Ду100 снабжены технологическими дисками, которые прижимаются пружинами и применяются больше в газовой отрасли.

Фланцевые устройства шлангового вида

Задвижки шлангового вида принципиально отличаются от своих аналогов: у них нет посадочных седел. Жидкость циркулирует по шлангу, который при необходимости пережимается затвором.

Такие конструкции устройств используются, когда агрессивная перемещающаяся среда и её нужно полностью изолировать от корпуса задвижки во избежание коррозии.

Подобные изделия применяются в химической отрасли для перемещения агрессивных жидкостей при высокой температуре около 100 градусов и давлении до 1,6 МПа.

Преимущества и недостатки клиновых задвижек

Среди основных достоинств, следует выделить:

  • Быстросъемное соединение. Это дает возможность быстрой замены устройства;
  • Срок эксплуатации без ремонта достигает 50 лет;
  • Простота конструкции;
  • Надежность запора;
  • Небольшое усилие при закрытии. Движение клиновидного диска происходит за счет вращения винта штурвалом.

Есть у изделий и недостатки
, главным из них является большая габаритная высота устройства. Особенно это относится к задвижкам с выдвижным штоком. Ведь в них ход винта должен равняться высоте самой задвижки.

Также минусом считается износ резиновых уплотнителей, что происходит в результате длительного открытия вентиля изделия.

И в третьих, при ручном открытии затрачивается много времени для полного выдвижения запирающего устройства.

Добавить сайт в закладки

  • Виды
  • Выбор
  • Монтаж
  • Отделка
  • Ремонт
  • Установка
  • Устройство
  • Чистка

Общие характеристики разных видов запорной арматуры

Запорная арматура используется при устройстве газопроводных и канализационных систем. Ее можно увидеть на трубопроводах общего назначения, промышленного типа, промышленных трубопроводах с особыми условиями работы, сантехнических трубопроводах и на многих других. Они предназначены для того, чтобы перекрывать любые водные либо газовые потоки.

Для этих целей служат задвижка, кран, вентиль, клапан, а также иные запирающие механизмы.

Бытовая сантехника не обходится без подобных механизмов, но мало кто понимает, чем отличается кран от задвижки.

Обратите внимание

Без этого просто невозможно подключить бытовую технику, устранить течь, перекрыть газ или поменять смеситель . Сантехника окружает нас сплошь и рядом, а запорная арматура — неотъемлемая ее часть.

На самом деле она имеет существенные различия как конструктивные, так и эксплуатационные, хотя любое конструктивное решение этого вида арматуры всегда работает в двух положениях: закрыто и открыто.

Но, исходя из их функциональных характеристик и области применения, выбирается тот или иной вид устройства. Для правильного выбора следует знать, чем может отличаться принцип их работы, и какую функцию каждый из них выполняет.

Источник: https://stanko-servis.ru/insulation/tipy-truboprovodnoi-armatury-i-e-konstruktivnye-raznovidnosti.html

Затворы, задвижки, клапаны: различия и области применения

Для обеспечения эффективной работы трубопровода, который предназначен для подачи воды, газа или других веществ, устанавливаются задвижки, затворы или клапана. Данные элементы системы могут иметь самую различную конструкцию и предназначение, о чем далее поговорим подробнее.

Содержание

Различия
Что такое затвор
Классификация рассматриваемого затвора
Что такое задвижка
Классификация задвижек
Что такое клапан
Классификация клапанов

Различия

Рассматриваемые устройства выполняют практически идентичную задачу, но имеют несколько отличий. Примером назовем нижеприведенные моменты:

  1. Затворы служат для перекрытия потока, но могут также использоваться для временной регулировки. Производители не рекомендуют использовать затворы в качестве регулирующего механизма.
  2. Задвижки практически никогда не применяются для регулирования потока, что связано с конструктивными особенностями. Подобное устройство применяется исключительно для перекрытия потока.
  3. Клапана в основном выполняют функцию регулировки. Но в продаже есть и устройства, которые и перекрывают поток.

Задвижка и затворы регулируются вручную или от блока удаленного управления. А вот многие клапана работают в автоматическом режиме, конструкция срабатывает при определенных ситуациях. Кроме этого клапана зачастую имеют более компактную конструкцию.

Что такое затвор

Затвор – специальный механизм, предназначенный для регулировки силы напора или полного его закрытия. Применяется подобное устройство при большом диаметре трубопровода. Наибольшее распространение получили дисковые затворы. Их особенность заключается в нижеприведенных моментах:

  1. Элемент конструкции, которые препятствует движению потока выполнен в виде диска, диаметр которого соответствует диаметру поперечного сечения.
  2. Открытие или закрытие запорного элемента проводится путем вращения вокруг оси. При этом элемент конструкции связан напрямую с рукояткой, но усилие может передаваться и через специальное устройство, которые упрощает поворот рукоятки при сильном давлении.
  3. Особенности конструкции определяют то, что она не может использоваться при сильном давлении в системе.

Область применения конструкции весьма обширна. Простота конструкции определяет ее высокую надежность. Устанавливают затворы в следующих системах:

  1. Водоснабжения.
  2. Теплоснабжения.
  3. Вентиляции и газоснабжения.
  4. При создании специальной среды, к примеру, для транспортировки бензина или абразивной среды.
  5. Система пожаротушения.

К достоинствам рассматриваемой конструкции отнесем нижеприведенные моменты:

  1. Малые размеры, а также относительно невысокий показатель веса.
  2. Простота ремонта, возможность быстрой замены основных элементов.
  3. Простота конструкции, малое число элементов.
  4. Возможность применения при большом диаметре трубы.

Однако есть и несколько существенных недостатков. Примером назовем то, что в положении открыто диск перекрывает часть прохода – это снижает пропускную способность конструкции.

Небольшой крутящий момент определяет то, что нужно устанавливать специальную систему увеличения прилагаемой силы к рукоятке. Многие модели соответствуют классу герметичности «А».

При проведении тестирования класс точности «А» дается в случае, когда при тесте не возникает течи. Тестирование должно проводится в соответствии с установленными стандартами.

Классификация рассматриваемых затворов

Есть довольно большое количество различных затворов. Различия заключаются в нижеприведенных моментах:

  1. Затвором может служить плоский диск или в виде линзовых поверхностей.
  2. Классификация проводится также по типу используемого материала при изготовлении. Чаще всего встречаются модели из чугуна или нержавеющей стали.
  3. Внутреннее пространство некоторых конструкций может быть отделано резиновыми вкладышами.

Конструкция управления схожа с той, что применяется при создании шаровых кранов. Некоторые модели имеют редуктор или маховик, которые способны увеличить прилагаемую силу к рукоятке.

Кроме этого основная классификация заключается в диаметральном размере проходного отверстия.

Что такое задвижка

Задвижка – конструкция, которая способна перекрывать поток путем перемещения регулирующего элемента перпендикулярно трубопроводу. Данный тип регулирующего элемента пользуется высокой популярностью.

Сложность конструкции заключается в преобразовании вращения в возвратно-поступательное движение.

Большинство запорных элементов предназначено для систем с максимальным показателем давления 25 МПа, температура может достигать температуры 565 градусов Цельсия.

Область применения задвижек следующая:

  1. Система подачи воды и газа.
  2. Системы жилищно-коммунальных хозяйств.
  3. Нефтепроводы.

Достоинств у конструкции довольно много:

  1. Небольшая строительная длина.
  2. Относительно простая конструкция.
  3. Мало сопротивление, которое создается в открытом положении.
  4. Возможность применения в самых различных системах.

Тот момент, что в открытом состоянии проходное отверстие запорного механизма не создает дополнительное сопротивление. Поэтому чаще всего задвижка устанавливается в системе, в которой поток движется с высокой скоростью.

Недостатки у задвижек тоже есть:

  1. Значительное время, которое требуется на открытие и закрытие конструкции.
  2. Большая строительная высота. Как правило, высота задвижки превышает более чем в два раза показатель диаметрального размера.
  3. Наличие уплотнительных элементов, которые быстро изнашиваются. А вот с ремонтом возникают существенные проблемы.

Стоит учитывать, что область применения задвижек исключительно закрытие системы. Они не служат для регулирования расхода среды, так как большая скорость потока становится причиной деформации запорной пластины.

Классификация задвижек

Основной признак классификации заключается в типе запорного механизма. По данному критерию выделим следующие разновидности конструкции:

  1. Клиновые задвижки.
  2. Жесткий клин.
  3. Двухдисковый клин.
  4. Упругий клапан.
  5. Параллельная задвижка.
  6. Шиберная задвижка.
  7. Задвижка шлангового типа.

Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, которые следует учитывать.

Что такое клапан

Клапан, в отличии от предыдущих типов конструкции, предназначен в большей степени для регулирования силы потока, а не его перекрытия. Их конструкция может существенно отличаться. Наиболее распространенными типами клапанов можно назвать:

Обратный клапан очень часто встречается в системе подачи воды. Он нужен для того, чтобы сбрасывать лишнее давление в системе. Что касается регулировочного клапана, то они могут устанавливаться для установки требуемого скорости движения потока. Кроме этого встречаются и запорно-регулирующие устройства, которые могут не только контролировать скорость потока, но и перекрывать его.

Классификация клапанов по конструктивным особенностям

Клапана могут классифицироваться по достаточно большому количеству признаков. При этом можно выделить следующие разновидности клапанов:

  1. Двухседельные и односедельные.
  2. Клеточные.
  3. Мембранные.
  4. Золотниковые.

Следует выбирать вариант исполнения клапана, который наиболее подходит под определенные эксплуатационные качества конкретной системы.

Источник: https://oborudovanie1.ru/zatvori/zatvoryi-zadvizhki-klapanyi-razlichiya-i-oblasti-primeneniya

Запорная арматура — виды и эксплуатация

Система современных коммуникаций немыслима без качественной арматуры.Запорная арматура предназначена для управления потоком рабочей среды, идущей по трубопроводу. На практике рабочая среда может представлять собой воду, пар, газ, нефть, агрессивные жидкости и т. д.

Арматура позволяет регулировать давление среды в трубопроводе вплоть до полного перекрытия трубопровода.

Любой вид запорной арматуры изготавливается из стали, латуни, бронзы или ковкого чугуна.

К основным характеристикам относятся диаметр подсоединяемого к ней трубопровода и наибольшая величина избыточного давления при температуре среды в трубопроводе 20 градусов.

Существуют различныевиды запорной арматуры. К ней относятся всевозможные краны, заслонки, задвижки и вентили.

Использовать тот или иной вид можно только при его соответствии техническим условиям отдельно взятого трубопровода. К примеру, для газовых трубопроводов, водных магистралей и систем для перекачки агрессивных веществ используются абсолютно разные типы оборудования. Рассмотрим более подробно каждый из этих видов.

Запорные краны могут устанавливаться на любых трубопроводах. К трубам краны крепятся при помощи фланцевого или муфтового соединения. В отдельных случаях допускается приваривание патрубков кранов к трубопроводам. Все краны подразделяются на две основные группы — шаровые и пробковые.

Читайте также:  Труба лежалая и восстановленная: что это и где можно использовать такие изделия

В зависимости от состояния рабочей среды краны могут быть:

  • — сальниковые муфтовые. Пробковые краны. Изготавливаются из чугуна и эксплуатируются на водных и нефтяных магистралях. Допустимая температура рабочей среды составляет не более 100 градусов. В состав внутренней начинки входит сальник, набиваемый резиной или пенькой. Кран может устанавливаться в любом положении;
  • — пробковые муфтовые. Также являются чугунными. Специфика их применения — газовые трубопроводы. Температура рабочей среды не должна превышать 50 градусов. Устанавливаться могут в любом положении;
  • — фланцевые шаровые краны. Изготавливаются из стали или из чугуна. Чугунные краны могут эксплуатироваться при температурах до 100 градусов. Эксплуатация стальных кранов производится в диапазоне температур — 40 + 70 градусов.

Запорная заслонка представляет собой трубопроводную арматуру, в которой запорный орган выполнен в виде диска, вращающегося вокруг своей оси.

Ось диска расположена перпендикулярно или под некоторым углом к направлению движения рабочей среды. Заслонки используются преимущественно на трубопроводах большого диаметра при невысоком давлении рабочей среды.

Требования к герметичности таких устройств значительно снижены.

Запорные заслонки управляются при помощи:

  • гидропривода,
  • электропривода
  • вручную.

Корпус заслонки выполнен, как правило, из чугуна. Поворотный диск изготавливается из стали. Заслонки врезаются в трубопровод при помощи сварки или с использованием фланцевого соединения. Заслонки могут эксплуатироваться в трубах, по которым перекачиваются кислоты и щелочи, а также корродирующие стоки.

Отличие заслонок от вентилей и кранов состоит в том, что они пропускают через себя рабочую среду, содержащую твердые вещества.

Заслонки практически не требуют технического обслуживания.

Выбор запорной арматурыпредполагает выбор качественных трубопроводных задвижек. Они нужны для периодического перекрытия потока рабочей среды. Материалом для изготовления задвижек служит чугун, сталь, нержавеющая сталь или сплавы цветных металлов. Выбор материала задвижки зависит от содержимого трубопровода (щелочная или кислая среда).

По принципу работы задвижки бывают:

Важно

Клиновые задвижки имеют затвор в виде клина. Уплотнительные поверхности такого затвора расположены под углом относительно друг друга. Шпиндель у клиновых задвижек является невыдвижным. Клин может быть упругий, жесткий или двухдисковый. Применяют задвижки на трубопроводах, по которым перекачиваются нефть, газ, вода, некоторые неагрессивные вещества.

Очень важно, чтобы рабочая среда была химически нейтральна к материалу задвижки.

На газопроводах используют клиновые задвижки с выдвижным шпинделем, изготовленным из чугуна.

Наибольшую популярность приобрели задвижки, оснащенные электроприводом. Он позволяет достаточно быстро приводить заглушку в открытое или закрытое положение, а также частично перекрывать поток.

Управление электроприводом может осуществляться дистанционно, с пульта, а может включаться вручную, непосредственно на трубопроводе. За положение запорного механизма отвечают специальные датчики и индикаторы.

Задвижки, оснащенные электроприводным механизмом, можно использовать на любых трубопроводах.

Врезка запорных задвижек в трубопровод производится при помощи фланцевого соединения или сварки.

Устройство запорного вентиля.1. Корпус 2.Крышка 3. Золотник 4.Шток 5. Втулка 6. Ручка

Запорный вентиль является разновидностью запорной арматуры и предназначен для полного перекрытия потока рабочей среды, движущейся по трубопроводу.

Совет

Он не предназначен для регулирования рабочего давления в трубопроводе. Вентиль должен находиться всегда в полностью открытом или полностью закрытом положении.

Все вентили обладают небольшим ходом запорного органа, а также допускают установку в любом положении.

Запорный вентиль состоит из золотника, находящегося на опускающемся шпинделе. При закрывании вентиля золотник опускается на седло, перекрывая поток.

Запорный орган вентиля перемещается параллельно направлению потока, что немаловажно для предотвращения возможных гидроударов в трубопроводе.

Вентили могут различаться по виду герметизации, они бывают:

  • сильфонные,
  • диафрагмовые,
  • сальниковые.

Все запорные вентили имеют соединительные патрубки, благодаря которым производится их врезка в трубопровод. Вентили, которые предназначенные для работы с высоким давлением, имеют толстые стенки, а монтируются к трубопроводам при помощи приварки. Изделия небольших размеров имеют муфтовые соединения. Вентили больших размеров могут соединяться с трубами посредством фланцевых патрубков.

Управление вентилями осуществляется при помощи электродвигателя или ручного маховика, в некоторых случаях применяется дистанционное управление.

Запорные муфтовые чугунные вентили используют на трубопроводах, по которым производится подача воды, воздуха или пара. При прокачке воды рабочая температура не должна превышать 50 градусов.

Запорный орган такого изделия уплотняется кожаным, резиновым или фторопластовым кольцом. Прокладки используются паронитовые.

Резьбовое муфтовое соединение позволяет быстро и надежно установить вентиль в систему.

Вентили муфтовые латунные запорные имеют небольшой вес и устойчиво работают в системах с высоким давлением. Латунные изделия также не боятся перепадов давления. Могут устанавливаться в любых местах трубопровода, обеспечивая полное перекрытие магистрали.

Запорные вентили с электромагнитным приводом используются на трубопроводах, по которым проходит вода или воздух. Температура потока не должна превышать 50 градусов. Корпус изготовлен из чугуна, а золотник и крышка — из стали. Управляется устройство дистанционно или вручную.

Для эксплуатации на трубопроводах, по которым движутся агрессивные вещества, используется специальная запорная арматура. При этом необходимо учитывать надежность, герметичность и время непрерывной эксплуатации.

Обратите внимание

Наибольшее распространение получили вентили благодаря герметичному соединению золотника и седла, а также благодаря отсутствию трения. Латунь является материалом, устойчивым к агрессивным средам, поэтому латунные муфтовые вентили очень широко используются в подобных условиях, особенно при эксплуатации в жидкой среде.

Если температура рабочей среды достаточно высока, то используют сильфонные запорные вентилиОни могут безупречно работать при температуре до 350 градусов.

Сильфонные вентили применяют в тех случаях, когда необходимо достичь герметичности соединения и не допустить утечки в атмосферу рабочей среды. Сильфон внутри устройства герметизирует внутренности  от окружающей среды.

Поскольку запорная арматура для агрессивных сред должна иметь антикоррозийное покрытие, в некоторых случаях используются запорные фланцевые фарфоровые вентили. Корпус такого вентиля полностью изготовлен из фарфора. Роль антикоррозийного покрытия выполняет глазурь, нанесенная на поверхность корпуса.

Также могут встречаться диафрагмовые вентили, имеющие резиновое защитное покрытие. Мембрана в таких устройствах изготавливается из фторопласта, резины или ПВХ.

Помимо вентилей, для работы в агрессивных средах используются шланговые клапаны и краны. А вот задвижки обычно не используются ввиду слишком быстрого износа сальника

Источник: http://VseTrybu.ru/zapornaya-armatura-vidy-i-ekspluataciya.html

Кран клапан – Типы трубопроводной арматуры и её конструктивные разновидности. Задвижки, вентили, клапаны, краны, заслонки, регуляторы и их отличия. | Трубопроводы

Трубопроводная арматура используется как на промышленных магистралях доставки и распределения различных потоков жидких и газообразных сред, так и на бытовых.

Её функциональное значение трудно недооценить, так как она служит не только для того, чтобы перекрывать и открывать подачу различных жидкостей и газов, но и для регулирования напора, а также в качестве предохранительного устройства и конденсатоотвода.

Основные типы запорной арматуры

К основным типам запорной арматуры прежде всего относят кран и вентиль. Они являются самыми распространенными и необходимыми элементами различных систем трубопроводов.

Кран представляет собой запорное устройство, конструктивно представляющее собой неподвижный корпус, выполненный из различных материалов (металл, пластик) и подвижный элемент.

В основном для производства кранов используют бронзу и латунь.

Это обусловлено не только их стойкостью к коррозии, но и данные материалы легче подвергаются обработке, так как для поверхностей затвора и корпуса требуется качественная обработка.

Водопроводный кран

При перекрывании крана подвижный элемент имеет перпендикулярную траекторию относительно направления потока жидкости ли газа, при этом он совершает вращательные движения вокруг своей оси.

Важно

Среди кранов выделяют затворы, различающиеся подвижным элементом. Он может быть выполнен в виде конуса, шара и т. д.
Вентили также имеют многие разновидности, различающиеся по конструкции и назначению.

Вентиль или клапан применяется не только для перекрывания потока жидкостей или газов, но и служит для его регулирования за счет того, что в своей конструкции имеет подвижный элемент, двигающийся параллельно оси потока. Регулирование происходит благодаря сужению условно-проходного диаметра запорного устройства.

Вентиль

Отличия вентиля и крана

Благодаря широкой линейке запорно-регулирующих устройств, необходимо правильно при монтаже системы трубопроводов подачи жидкостей или газов выбирать тот тип запорных устройств, который будет эффективно решать поставленные задачи на определенном участке. Поэтому необходимо понимать особенности и отличия основных элементов запорной арматуры.

Основным отличием вентиля от крана является функциональное назначения в работе. Вентиль служит для плавной регулировки напора потока газа за счет его конструктивных особенностей.

Следует отметить, что кран также имеет возможность регулирования потока жидкостей и газов, но из-за многих особенностей условий эксплуатации данных устройств неполное перекрывание категорически запрещено.

Следует отметить что кран и вентиль не изменяют направление потока газа иди жидкостей. Они служат только для частичного или полного перекрывания потока. При этом при установке данных элементов в систему трубопроводов следует обратить внимание на стрелку, указывающей правильное направление движения среды.

Неправильный монтаж данных устройств будет создавать лишнее гидравлическое сопротивление, что в конечном итоге отразится не только на их правильной работе, но и на сроке службы.
Конструкция вентиля предполагает наличие грун-буксы, которая крепится к подвижному штоку.

Это позволяет данному элементу вентиля герметично садится на седло отверстия.

Можно также отличить кран от вентиля визуально. Для этого необходимо сравнить рукоятки данных устройств. Кран оснащается простой рукояткой, прикрепленной к штоку, вентиль же содержит так называемый «барашек», предназначенный для плавного регулирования потока газов и жидкостей.

Что лучше: кран или вентиль?

Однозначного ответа на вопрос: что лучше- кран или вентиль, дать невозможно. Так как определенный вид запорной арматуры выполняет те специальные задачи, которые на него возлагаются.

Кран удобен для быстрого перекрывания потока жидкости, благодаря своим конструктивным особенностям. Это достигается за счет простого поворота рукоятки перпендикулярно оси направления потока движения рабочих сред.

Барашек вентиля необходимо заворачивать, затрачивая больше времени, чем при перекрывании крана.

Совет

По сроку службы вентиль значительно уступает крану, так как его конструкция предполагает наличие клапан и уплотнительных элементов, которые со временем выходят из строя и подлежат замене. Срок службы прокладок зависит от типа среды (степень агрессивности).

Зато по ремонтопригодности вентиль является отличным устройством, так как некоторые его детали подлежат полной или частичной замене. При выходе же из строя крана его следует полностью демонтировать и установить новый.

vchemraznica.ru

В чем разница между краном и клапаном?

Запорная арматура используется при устройстве газопроводных и канализационных систем.

Такие приспособления заметны на разных видах труб, их прямое предназначение — перекрытие любых потоков (водных или газовых). Кран и клапан относятся к основным механизмам данного типа.

Исходя из характеристик данных механизмов, выбирается определенный тип приспособлений. Чтобы сделать верный выбор, необходимо знать, что и как работает.

В чем разница между краном и клапаном?

Главное отличие — предназначение в работе, их функции. Главная задача клапана — обеспечение процесса плавной регулирование напора газа за счет конструктивных особенностей. Безусловно, такую работу способен выполнять и кран, он имеет способность регулировать поток жидкостей и газов, но из-за специальных условий использования неполное перекрывание строго запрещено.

Необходимо сказать, что ни кран, ни клапан не могут изменить направления потоков, они применяются только при необходимости частичного или полного перекрывания потока.

При установке кранов и клапанов в трубопроводную систему необходимо посмотреть на стрелку — она показывает верное направление движения.

Неправильный монтаж способствует возникновению лишнего гидравлического сопротивления, это повлияет на срок службы, может привести к неправильной работе и неисправностям. Структура клапана включает в себя грун-буксы что позволяет герметично садится на седло отверстия.

Обратите внимание

Существуют и визуальные отличия. Рукоятки данных запорных приспособлений различны — клапан имеет «барашек», который необходим для плавного регулирования потока, кран же имеет простую рукоятку, которая крепится к штоку

Читайте также:  Канализационные керамические трубы: основные свойства, производство и монтаж

Ответа на вопрос «что лучше: кран или клапан?» нет.  Дать такой ответ невозможно, так как каждый тип запорной арматуры предназначен для выполнения определенных задач. Кран, в отличие от клапана, имеет конструктивные особенности, которые способствуют его работе при необходимости быстрого перекрытия потока.

Это происходит из-за более простого строения рукоятки, так как на заворачивание «барашка» клапана тратится больше времени. По сроку работы клапан уступает крану, в его конструкции предполагаются уплотнительные элементы, которые периодически ломаются и нуждаются в починке или замене.

Однако по ремонтопригодности преимущества у клапана, так как в его строении возможна замена деталей, вышедших из строя. При деформации крана необходима полная замена.

Расслабься и не дай змейке разюиться

Источник: https://ter-m.ru/raznoe/kran-klapan-tipy-truboprovodnoj-armatury-i-eyo-konstruktivnye-raznovidnosti-zadvizhki-ventili-klapany-krany-zaslonki-regulyatory-i-ix-otlichiya-truboprovody.html

Трубопроводная запорная арматура

9 Июля 2018

Создана трубопроводная запорная арматура для перекрытия потока рабочей среды без возможности регулировки его параметров.

Рабочим положением затворного узла считается «закрыто», а условно рабочим – второе возможное положение клапана, шибера, шаровой пробки «открыто».

В категорию запорной арматуры трубопроводной входят задвижки, заслонки, клапаны и краны. Маркировка расшифровывается по таблицам ГОСТ Р 52720 и СТ ЦКБА 036.

Назначение трубопроводной запорной арматуры

Поскольку в открытом состоянии запорного узла трубопроводная запорная арматура пропускает сквозь себя поток рабочей среды без каких либо изменений в его характеристиках, а в закрытом состоянии этих элементов полностью отсекает участок трубопровода, используют эти изделия для решения следующих задач:

  • набор газа/жидкости в емкость, резервуар;
  • спуск рабочей среды из сосуда;
  • открытие колена/патрубка с контрольно-измерительными приборами для определения параметров среды;
  • отсечка части локального трубопровода или участка магистрали для его ремонта/обслуживания;
  • отбор проб среды, стравливание воздуха.

Существует категория трубопроводной запорной арматуры – регулировочно-запорная. То есть, затворный узел модернизирован для возможности регулировки давления или напора потока рабочей среды. Некоторые изделия запорного типа могут одновременно относиться к двум категориям запорной арматуры. Например, обратный поворотный клапан, по сути, является дисковым затвором.

Разновидности запорной арматуры

По умолчанию запорная арматура является категорией трубопроводной арматуры наряду с регулирующей, фазоразделительной, защитной, смесительной и предохранительной. Поэтому существует общая классификация трубопроводной арматуры и более мелкое подразделение внутри самой подкатегории. Другими словами, классифицируется арматура трубопроводная по признакам:

  • тип установки в разрыв трубопровода – приварка, штуцеры, цапфы, муфты, фланцы или любая комбинация из этих патрубков;
  • привод – штурвал ручного управления, механический редуктор с цилиндрической, конической или червячной передачей, электро-, пневмо- либо гидропривод;
  • область использования – арматура резервуарная, сантехническая, судовая, пароводяная, химическая, газовая/нефтяная, энергетическая;
  • тип уплотнения – шланговая, сальниковая, мембранная и сильфонная арматура;
  • конструкция затворного узла – затвор, кран, вентиль и задвижка.

Внутри своей подкатегории запорная арматура подразделяется на контрольную и спускную (дренажную). При помощи контрольной запорной арматуры открывается доступ среды к участку трубы с измерительным прибором (градусник, манометр). Дренажная арматура позволяет набрать в емкость жидкость, стравить из резервуара газ, слить рабочую среду после выполнения действий технологического процесса.

Перейти в каталог запорной арматуры

Задвижки

Самым простым конструкционным решением с минимальными гидропотерями является запорная арматура с вертикальным перемещением рабочего органа под прямым углом к потоку – задвижка. Основными нюансами конструкции задвижек являются:

  • минимальная длина в сравнении с кранами, клапанами и заслонками;
  • отсутствие гидропотерь;
  • быстрый износ уплотнений;
  • большая масса и высота арматуры;
  • долгое время перевода шпинделя из одного крайнего положения в другое;
  • чаще всего запорная арматура этого типа изготавливается полнопроходной;

Редукционная задвижка имеет внутренний диаметр, на один типоразмер меньше, чем DN, что позволяет немного снизить усилие затяжки на штурвале. Однако уже при DN 300 мм запорная арматура оснащается редуктором или приводом.

В зависимости от конструкции запорная арматура подразделяется на категории:

  • шланговая задвижка – шпиндель пережимает эластичный шланг, расположенный внутри корпуса, в положении закрыто;
  • шиберная задвижка – пластинчатый рабочий орган запорного узла;
  • параллельная задвижка – элементы запорного узла не имеют сужения, то есть уплотнительные поверхности параллельны друг относительно друга;
  • клиновая задвижка – конусный затвор перекрывает седло с ответными поверхностями аналогичной формы.

Маркировка шланговых задвижек начинается с цифр 33, например, 33а603р, корпус арматуры чаще всего выполнен из алюминия. Резина выдерживает максимум 120°С, поэтому применяются задвижки с внутренним шлангом для слабоагрессивных сред высокой вязкости. Максимальный размер DN ограничен 200 мм.

Шиберные задвижки обозначаются цифрой 30, например 30нж36п (фланцевая, выдвижной шпиндель). Корпус изготавливается из нержавеющей, легированной и углеродной стали (маркировка нж, лс и с, соответственно). Шибер изначально не обладает абсолютной герметичностью, поэтому используется запорная арматура в системах водоотведения.

Обозначаются параллельные задвижки цифрами 30, могут иметь стальной и чугунный корпус, латунные, бронзовые, нержавеющие и, даже кожаные уплотнения либо не иметь их вовсе (маркировка бк). В конструкцию могут добавляться рычажные и винтовые прижимы, распорные клинья между дисками. Существуют редукционные и полнопроходные варианты исполнения арматуры.

Маркировка клиновой задвижки начинается с цифры 30, существует несколько типов исполнения арматуры:

  • шпиндель выдвижного типа – увеличены габариты корпуса и крышки;
  • шпиндель невыдвижного типа – вес и размеры корпуса снижены, но уменьшен ресурс;
  • привод ручным штурвалом, посредством редуктора электродвигателя, гидравлического или пневматического мотора;
  • корпус литой или штампосварной из сталей 20/20Л, 25/25Л, 35/35Л, чугуна;
  • клин упругий, двухдисковый либо жесткий.

Штампосварной корпус изначально не имеет дефектов литья, обладает высокой прочностью и эксплуатационным ресурсом. Однако себестоимость производства штампосварной арматуры значительно выше.

Краны шаровые

Изначально в кранах реализована более сложная схема затворного узла:

  • седло состоит из колец;
  • пробка имеет форму шара или конуса;
  • шпиндель поворачивается на 90 градусов, максимум.

Эту арматуру изначально относят к запорно-регулирующей, так как кроме полной отсечки участка трубопровода можно плавно корректировать напор и давление среды, смешивать/разделять потоки.

Краны подразделяются на конические и шаровые, пробно-спусковые и обычные трубопроводные. Изначально запорная арматура с конической пробкой стоит дороже, обладает низким ресурсом, герметичностью и надежностью. Поэтому более востребованы шаровые краны с низким крутящим моментом, бюджетной ценой, запасом надежности и удобным эргономичным управлением.

Важно

Шаровой кран является самой востребованной позицией сантехнической трубопроводной запорной арматуры. Запорная арматура с конусной пробкой имеет натяжное или сальниковое уплотнение.

Обозначаются краны согласно ГОСТ Р 52720 и СП ЦКБА 036 цифрами 10 и 11. Основными нюансами конструкции являются:

  • корпус цельнометаллический или разборный;
  • существуют межфланцевые краны с минимальной строительной длиной;
  • в трубопровод краны монтируются всеми существующими методами;
  • сантехнические краны обычно выполнены в полимерном корпусе (полипропилен, металлопластик, полиэтилен, винилпласт);
  • корпус трубопроводной запорной арматуры изготовлен из латуни, нержавейки, бронзы, легированной или углеродной стали;
  • кольца седел отлиты из полимера, выточены из нержавейки, композитного материала, керамики.

В инженерных системах зданий применяют арматуру DN 12 – 50 мм, системах жизнеобеспечения населенных пунктов и локальных трубопроводах DN 50 – 400 мм, напорных магистралях DN 400 – 1200 мм.

Заслонки (дисковый затвор)

Официальным наименованием арматуры является термин дисковый затвор, перекрывающий внутреннее сечение при повороте на 90 градусов относительно направления потока. В осевых дисковых затворах ось вращения совпадает с осью затворного элемента, а в эксцентриковых модификациях смещена на произвольный угол.

Применяются заслонки в системах автоматического тушения пожаров, трубопроводах по перекачке морской воды, нефтепродуктов, абразивных сред, кондиционирования и вентиляции. Единственным недостатком дискового затвора является неизвлекаемость из седла в положении открыто, что затрудняет механическую очистку изнутри.

Первыми цифрами в маркировке дискового поворотного затвора являются 32, а корпус часто изготавливается из титана, алюминия, полимерных материалов. В воздуховодах малого диаметра часто применяются герметичные клапаны, являющиеся аналогами дисковых заслонок. Для этой категории трубопроводной арматуры отсутствует ограничение по номинальным диаметрам изделий.

Существуют модификации затворов с 1 – 4 эксцентриками. Диск в поперечном сечении имеет седлообразную, плоскую и двояковыпуклую форму. В отличие от ближайшего аналога – шарового крана, рукоятка дискового затвора имеет сложную конструкцию, и оригинальную технологию установки в трубопровод:

  • электродуговой сваркой – используются патрубки с фаской;
  • фланцем – 4 отверстия имеются в литом корпусе дискового затвора, через них пропускаются шпильки, чтобы стянуть заслонку с трубами.

Для участков трубопроводов, на которых возможно изменение потока среды, созданы модификации обратных дисковых затворов – захлопки. Они монтируются исключительно на горизонтальных участках, рабочий орган подпружинен, чтобы исключить обратное движение рабочей среды.

Клапаны

Запорный элемент клапана перемещается внутри потока параллельно ему. Для этого внутри корпуса создается лабиринтная схема для изменения направления потока среды. Существуют клапаны с резьбовым шпинделем (назывались до 1982 года вентилями) и гладким штоком.

Первый вариант исполнения имеет электропривод или штурвал ручного управления. Клапаны с гладким штоком всегда оснащаются механическими, электромагнитными, пневматическими и гидравлическими приводами.

Если в заслонке клин приходится перемещать шпинделем на длину всего диаметра трубы, то в клапанах ход затвора снижается в 4 раза. Сокращается время отсечки трубопровода, вес, габариты, материалоемкости и себестоимость производства запорной арматуры, соответственно. Основными достоинствами конструкции запорного узла с золотником являются:

  • установка сильфонного уплотнения;
  • отсутствие трения в сопряжении седло/затвор;
  • изготовление колец седла из полимеров для повышения герметичности;
  • эксплуатация в экстремальных условиях (вакуум, агрессивная среда, высокие температуры и давление).

Минусы обусловлены сложной конструкцией седла затвора:

  • высокие гидропотери;
  • осадок в застойных зонах;
  • ограничение DN из-за высокого усилия затяжки на шпинделе;

Сальниковое уплотнение имеет простую конструкцию, но эффективно до диаметра 50 мм и давления  2,5 МПа. Сильфон более надежен, но обладает нулевой ремонтопригодностью. Мембранные клапаны имеют малые габариты и вес, уверенно работают в агрессивных средах, даже при чугунном исполнении корпуса без нержавеющих шпинделей и штоков. Однако резиновая мембрана обладает низким ресурсом.

Из всех типов клапанов к запорной трубопроводной арматуре относится всего две модификации:

  • отсечной клапан – перекрывает сечение трубопровода на заданных значения давления/напора среды;
  • запорный клапан – по умолчанию позволяет регулировать характеристики потока.

Маркировка запорных клапанов начинается с цифр 13, 14 или 15, в обозначении отсечных клапанов впереди стоят цифры 22 либо 24. Причем в СТ ЦКБА 036 клапаны именуются вентилями несмотря на то, что этот термин не актуален с более раннего периода по отношению к выходу стандарта.

Отсечные клапаны делятся на НО и НЗ (нормальнооткрытые и нормальнозакрытые, соответственно). Из-за сложной конструкции седла все, без исключения, клапаны являются арматурой одностороннего направления потока. Поэтому на корпусе помимо маркировки краской в обязательном порядке отливается стрелка с направлением потока среды.

В отсечных клапанах рабочая среда подается в полости управляющих устройств, заставляя срабатывать электропривод. Помимо магистральных/локальных трубопроводов отсечные клапаны встречаются практически в каждом доме – защита от утечек газа и воды в системах ХВС/ГВС.

Совет

Трубопроводная арматура DN от 20 мм в корпусе из легированной, нержавеющей стали, сплава или цветного металла, в обязательном порядке комплектуется паспортом. Поскольку сантехническая арматура обычно имеет меньший диаметр и исполнение в корпусе из углеродистой стали, документация на нее выдается не всегда.

Производители используют готовые детали сторонних заводов для сборки запорной трубопроводной арматуры либо используют технологию полного цикла, создавая все элементы сборочных единиц с нуля. Реализуют арматурные заводы краны, вентили, задвижки и заслонки крупным оптом. Поэтому поштучная и мелкооптовая реализация товаров осуществляется официальными представителями этих заводов.

Наша компания ООО «Стройнефтегаз» сотрудничает с ведущими производителями трубопроводной запорной арматуры РФ. Предоставляем гарантийные обязательства и доставку на ваш объект, адекватный эксплуатационный ресурс арматуры и отсрочку платежа до 60 дней.

Источник: https://sng2000.ru/about/news/5736/

Ссылка на основную публикацию