Водопропускные трубы для автомобильных и железных дорог: виды и особенности

Выбираем водопропускные трубы по 5 правилам: сооружения под автодорогой- это серьезно

На страницах этой статьи мы рассмотрим такой вид технических трубок, как водопропускные трубы.

Они особенyы тем, что под них роется котлован и строиться специальный фундамент, либо строительство проходит с использованием готовых конструкций для укладки водопропускных каналов.

Железобетонные трубы, что используются при строительстве автомобильных дорог являются важными элементами, это сооружение служит для прохода подземных грунтовых вод под дорогой, без вреда для асфальта.

Подготовка котлована к укладке водопропускной трубы

Обратите внимание

Если конструкция работает периодически, при разливе рек или ручьев весной, то в остальное время нередко такие конструкции используются как дорога для скота или подземные переходы. В городской местности такое встречается нечасто, а вот в сельской наоборот. Водопропускные сооружения строятся двумя видами:

  1. Небольшой мост;
  2. Водопропускная труба под автодорогой.

Мы разберемся какой вариант предпочтительнее и какие особенности имеет труба.

Виды и типы водопропускных каналов

  • Железобетонные;
  • Пластиковые;
  • Бетонные;
  • Стальные или чугунные.

Водопропускная бетонная труба под автодорогой из полукольца.

Помимо этого, виды водопропускных труб делят еще и по характеристикам:

  • Тип наружного сечения: овальный, квадратный и круглый;
  • Количество отверстий, что имеет, водопропускной канал;
  • Типы выполняемого действия;
  • Размер выполненных технологических отверстий;
  • Скорость течения внутри канала.

Выбирая малые водопропускные сооружения учтите, что такие водопроводы и небольшие мосты располагаются в исключительно пригодных для них местах – на дорогах должных категорий.

Классически оголовки водопропускных труб монтируются безнапорными, изредка выбирается напорный или полунапорный режим, исходя из принятых расчетов пропускной способности канала.

Нередко железобетонные безнапорные трубы ставятся в местах прохода рек и ручьев – здесь на помощь придется звать рыбонадзорную службу, чтобы не испортить нерест рыбам постройкой.

Как проходит строительство водопропускных прямоугольных труб

Как и при каждом другом строительстве водопропускные железобетонные трубы перед закладкой требуется правильно рассчитать:

  • Край земли насыпи при накладывании в котлован кладется рядом с трубой значительно выше расчетного уровня прохождения грунтовых вод, выше хотя бы на пол метра. А если канал строиться напорным, то звенья водопропускных труб накрываются метром земли;
  • Оголовки при строительстве ставятся на щебенку, при этом монтаж делается ниже уровня промерзания земли, чтобы канал не разорвало. Оголовка выглядит как канал, включающий портальный отрезок и откосные крылья, облегчающие проход воды внутрь.

Водопропускное сооружение под небольшим мостом

Строительство железобетонных котлованов: расчет диаметра для качественного ремонта

Когда кладется труба под дорогой для отвода воды заранее рассчитывается котлован.

Однако при этом учтите, что рассчитать крепления для устойчивости не получиться – в условиях регулярного подтопления даже железобетонный блок продержится не так уж и долго.

Помимо этого, если монтаж металлических водопропускных труб проводиться под напором, то крепления ставятся на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы удерживать конструкцию от поползновений, иначе грунт раздавит трубы со временем.

Учтите, что выбор характеристик при проектировании зависит от парочки таких факторов:

  • Изначально смотрят на профиль и размер трубы, а потом уже выбирается форма и технология выполнения котлована, так проще подогнать одно к другому;
  • При выборе угла наклона склонов примите во внимание тип и характеристику грунта, который используется в строительстве;
  • Если предусматривается нанесение гидроизоляционного слоя на железобетонную или металлическую конструкцию, или же предвидятся иные работы с наличием рабочих внутри котлована, то хотя бы с одной стороны ямы верхняя кромка должна находиться на расстоянии не выше метра, чтобы люди могли быстро выбраться из котлована.

Перед укладкой тщательно обрабатывается гидроизоляционными материалами

В каждом случае расчет водопропускных сооружений и котлована под конструкцию напрямую связан с наличием определенной землеройной техники для строительства.

При этом не вывозите при строительстве сразу вырытый грунт с места стройки, так после вкладывания трубы на предусмотренное место – потом же придется засыпать обратно, чтобы прикрыть оставшееся пространство.

Учитывайте, что при построении водостока под напором не обойтись без построения отдельной запруды, в которую выйдет оголовок.

Постройка фундамента на автомобильной дороге

Металлические гофрированные водопропускные трубы кладутся на фундамент, который собирается из сборных элементов, выполняется это действие по такому алгоритму:

  1. Кладутся бетонные блоки фундаментов, на нижнюю часть фундамента кладется труба;
  2. Пазухи оголовок и портальная стенка водопропускной трубы засыпаются до верхнего уровня;
  3. Там, где бетонные блоки стыкаются кладется смесь песка с щебнем. Это делается, чтобы вода не проливалась сквозь щели;
  4. Уплотнение и усиление водопропускных труб проводиться с помощью цементного раствора;
  5. После проведения этих работы делается укладка фундамента и монтаж оголовков по секциям. Для этого потребуется сварка водопропускных труб.

Монтаж водопроводной трубы с помощью крана

Однако есть и вариант построить бесшовный фундамент, тут алгоритм приводиться такой:

  • На каждый метр длины постройки строиться опалубка;
  • Заказывается нужное количество бетона и привозиться в автомобилях в подготовленном виде;
  • Смесь заливается в опалубку и накрывается до высыхания;
  • Опалубка разбирается;
  • Пазухи засыпаются песком или смесью.

Так как трубы под дорогами кладутся прямо, без изгибов, то для опалубки подойдут классические доски или щиты. А если строиться сборной фундамент, то не забудьте сперва сделать из песка подходящую подушку, чтобы фундамент клался не на голый грунт.

Укрепление для водопропускной трубы. Защита откосов автомобильных дорог от скально-обвальных явлений

Если швы между соборным фундаментом не выходит сделать маленькими, то не забудьте заполнить швы бетоном. А если грунт в вашем регионе неустойчивый, то придется и сваи забивать, чтобы построить надежно.

Оголовки и гофрированные водопропускные трубы на автомобильных дорогах не допускается класть до полного застывания бетона, иначе конструкция просядет. Так как каналы вкладываются большого диаметра, то для монтажа понадобятся автомобильные краны.

Заранее выберете наиболее тяжелый элемент, чтобы стрела крана выдержала постройку. Да, и постройка проводиться с учетом климата конкретного района местности.

Конструкционные особенности портального трубопровода: устройство на русле под железной дорогой и других сообщениях

Устройство водопропускных труб на автомобильных дорогах рассматривается отдельно, как и другие гидротехнические сооружения.

Трубы для прохода воды классически сооружаются под автомобильным дорогами, где есть обильные грунтовые воды или рядом с ними находятся озера, через которые приходится прокладывают дамбу.

В этом случае под насыпь укладываются безнапорные водопропускные трубы ж б, чтобы вода и живущие там рыбы по озеру курсировали, как и раньше.

Важно

Нередко при строительстве дорог или железнодорожных путей приходиться корректировать русла рек, этому моменту помогает строительство водопропускных труб.

Гофрированная металлическая труба для изменения русла реки

В качестве альтернативы железобетонным конструкциям используются гофрированные варианты, которые кладутся в такие места:

  • Альтернатива бетонным конструкциям при строительстве автомобильных дорог или железнодорожных путей;
  • Гофрированные варианты кладутся в стоки, предназначенные для изменения русла рек;
  • Как замена мостам с одним пролетом;
  • Замена длинным мостам, где каждый пролет совпадает размером с диаметром гофры.

Железобетонные и металлические гофрированные безнапорные водопропускные трубы используют в градостроительстве.

Сборные металлические гофрированные экземпляры: оголовки и звенья в строительстве

Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб с использованием металлической гофры имеет определенный смысл: такой вариант экономически дешевле в сравнении с железобетонными и стальными трубами. Помимо этого, существует еще ряд типичных преимуществ:

  • Различный выбор формы и среза позволяет для каждого проекта подобрать вариант строительства;
  • Малый вес обеспечивает простоту транспортировки от места изготовления, до точки строительства. При этом гофра пакуется в паллеты листами и загрузить один грузовик получиться большим количеством материала;
  • Легкость строительства. Справиться с постройкой под силу каждому человеку, сложить листы в нужную форму получиться без навыков. Легко проходит ремонт, и усиление водопропускных труб.
  • Гибкость и стойкость к физическим повреждениям. Дополняется это качество усиливается еще и правильно засыпанным грунтом, так что конструкция получается ничем не хуже бетонной трубы;
  • Полимерные материалы, которые используются при производстве долговечны – срок службы составляет по расчетам век;
  • Стоимость строительства в сравнении с бетонными конструкциями уменьшается на половину, что экономически выгодно;
  • Такого рода трубы кладутся в каждом климате, что присутствует на планете без труда.

Водопропускные трубы из металла способны прослужить долгое время.

Габионные гидравлические круглые конструкции: проект монтажа и укрепление по госту: гидроизоляция по снип

Двустенная канализационная труба значительно лучше чугунных и асбестоцементных

Прогресс не стоит на месте и на смену каждой из предложенных конструкций пришел новый, современный вариант – габионные конструкции. Такого рода конструкции распространены в проектах, где отдельное внимание уделяется стабилизации и удержании сооружений и стен, которые уже стоят на месте прокладки труб.

В собранном варианте получается готовая к использованию водопропускная труба, подпертая габионами для надежности. Ремонт водопропускных труб на автомобильных дорогах нередко производиться с установкой габионов, чтобы на будущее они были прочнее.

Габионы получили такое распространение, так как они обусловлены рядом важны полезных моментов:

  • Стойкость к физическим нагрузкам и атмосферным перепадам;
  • Возможность создания автоматического дренажа, без нужды делать дополнительные расходы на монтаж отдельной дренажной системы;
  • Адаптация к применению комбинированных материалов;
  • Легкость монтажа и управления водоотводом;
  • Траты на монтаж и дальнейшее обслуживание минимальны;
  • Безопасность для окружающей среды;
  • Несравнимая с иными вариантами долговечность.

На этом рассказ о водопроводных трубах подходит к концу, так как мы рассмотрели каждый из существующих вариантов, увидели нюансы использования таких систем.

Отметим, что при строительстве такого водопровода соблюдается осторожность и тщательность, чтобы не допустить никаких ошибок и не нарушить технологию.

Если не соблюдать этих правил, то в будущем возможно разрушение несущих конструкций, что приведет к обрушению водопропускных системы.  Водопропускные трубы это неотъемлемая часть городских коммуникаций.

Источник: http://trubexpert.ru/purpose/vybiraem-vodopropusknye-truby-sooruzheniya-pod-avtodorogoj-eto-serezno/

Классификация водопропускных труб и мостов

Классификация труб:

1) По форме поперечного сечения:

*круглые (отверстие диаметром не менее одного метра, толщина стенки разная)

*прямоугольные (отверстие не менее 1000 мм)

*круглые с плоской поверхностью опирания (для того, чтобы исключить лекальные блоки)

*оваидальное (всегда строятся из монолитного бетона или камня, на заводах не выпускается)

*сферические трубы (за рубежом)

Основные формы поперечного сечения на сегодняшний день являются круглые и прямоугольные трубы

2)По размеру отверстия (внутренний диаметр круглой трубы; для прямоугольной и оваидальной – ширина по низу)

—0,5 0,75 1,0 1,25 1,50 2,00 (для круглых труб)

—0,75 (лоток) – 6,0 м (для прямоугольных труб)

—6 метровые трубы – бетонные разборные

Читайте также:  Заглушка на трубу технологическая защитная металлическая

По действующим строительным нормам и правилам на железных дорогах должны применяться трубы с отверстием не менее 1 метра, так трубы менее одного метра слишком быстро засоряются, заиливаются и не могут обеспечить пропуск расхода воды при паводке. Тоже самое касается и автомобильных дорог.

Трубы менее одного метра используются для временных дорог

Трубы не разрешается устраивать, где есть возможность корчехода (местность, где очень много кустарника и корней деревьев). Трубы нельзя возводить в условиях вечной мерзлоты, где возможны процессы образования наледей. В этих случаях трубы не строятся, а заменяются на мостовые переходы и для линий 3 и 4 категории – фильтрующими насыпями

3)По материалу:

*Деревянные (они используются как временные сооружения, например, под притрассовыми автомобильными дорогами)

*Металлические (бывают двух разновидностей: из гладкого металла и гофрированного металла)

Гладкие трубы очень жесткие, покрыты коррозионным составом, очень часто использовались на Ямале.

Гофрированные трубы легкие, просты в монтаже, не требуют фундамента, принципиально изготавливаемые для любого размера.

*Из сборного железобетона

Трубы, которые изготавливаются звеньями, длина звена 1м, изготавливаются на предприятиях строительной индустрии

Преимущества: простота в монтаже, качество

Совет

Недостатки: возможность монтаже возникает тогда, когда предприятие индустрии находиться близко от места строительства.

Изготавливают трубы круглого, круглого с плоской поверхностью опирания, прямоугольные

*из монолитного железобетона

*бетонные

Бетонные трубы изготавливаются

Их применяют, когда нужно устроить трубу с большим отверстием. Их сложнее содержать, так как очень большое количество швов

*стеклопластик (в нашей стране не пременяются)

4)Количество отверстий

*одноочковые *двухочковые *трехочковые (только для круглых труб)

5)По типу фундамента

– Давление по подошве фундаменты

– Расчетное сопротивление грунтов основания

*фундамент первого типа (один лекальный блок) Применяется при скальных грунтах, крупнообломочные грунты, твердые глины.

*фундамент второго типа (сборный фундамент, из отдельных блоков) Используется на обычных грунтах при обычных условиях.

*фундамент третьего типа (монолитный железобетон). Применяется на обычных грунтах при обычных условиях.

*фундамент четвертого типа (фундамент индивидуального проектирования). Когда нет возможности использовать фундаменты 1,2,3 типа. Как правило, это свайные фундаменты (бывают из типовых железобетонных свай, буронабивные сваи

Классификация малых мостов

1)По материалу

на 99,9% малые мосты сооружают из сборного железобетона, на сегодняшний день металлических малых мостов практически нет

2)По количеству пролетов

Малые мосты как правило сооружают однопролетными и трехпролетными.

Существуют типовые решения для малых мостов. 6,8 и 11 м

3)По типу фундамента

*На свайном основании

*На естественном основании (со сваями стойками)

Комплекс работ по строительству водопропускных труб.

Осуществляется, генподрядными или субподрядными организациями. Организация изучает рабочие чертежи, в частности по строительству искусственных сооружений и изучает сметную документацию.

Подготовительные работы

1.1Строительство подъездных автомобильных дорог к строительной площадке.

1.2Планировка строительной площадки (устройство щебеночной подготовки под размещение временных зданий и сооружений).

1.3Оборудования строительной площадки временными зданиями и сооружениями (передвижные вагоны, здания контейнерного типа, бытовки, служебные здания)

1.4Доставка всех необходимых сборных конструкций и инертных материалов на строительную площадку и их складирование. Места складирования определяются ППР. Для типовых сборных труб до 6 м, когда объем строительных работ не превышает 100 м3, то материал доставляется на строительную площадку в полном объеме. График поставки материалов должен увязан с графиком производства работ

1.5Обеспечение строительства электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, связью. Временная линия электропередач, которая возводится в подготовительный период. Автономное электроснабжение – передвижные электростанции.

Вода для нужд строительства, как правило, присутствует. Обеспечивают доставку воды автомобильным транспортом на строительную площадку. Снабжение сжатым воздухом осуществляется от передвижных компрессоров.

Тепло обеспечивают за счет электрообогрев, либо за счет сжигания древесного угля или дров.

1.6Геодезические работы. Вынос в натуру оси трубы и закрепление ее на местности. Создание рабочей реперной сети. Каждое сооружение имеет отметки, в процессе производства работ все работы будут контролироваться, и для этого нужны базовые точки. Закрепление оси на местности производится колышками. Осуществляют разбивку контура котлована

1.7Отвод воды:

А)При новом строительстве ж/д дорог наиболее часто применяется отвод воды во временное русло. Для ограждения котлована используются устройства временных перемычек.

Б)Устройство грунтовых перемычек

В)Комбинация первого и второго – и русло, и временная перемычка

Обратите внимание

Г)Устройство временных дамб или запруд. По мере накопления воды в дамбе, воды сбрасывают, для этого используют металлические и пластиковые трубы

Д)При небольших расходах иногда используют для водосброса насосы.

Земляные работы

—Рытье котлована

—Крепление стенок котлована

—Водоотлив из котлована

—Устройство подготовки под фундамент

Котлован разрабатывается механизированным способом с использованием экскаватор обратная лопата с ковшом 0,65 – 1 м3 с недобором 5-10 см до проектной отметки. Оставшиеся 5-10 см для чистовой подготовки котлована для щебеночной подготовки делается вручную.

Если грунтовые условия и местные условия позволяют, то целесообразно раскрывать котлован с углом естественного откоса. В случае, если грунты водонасыщены, то стенки котлована приходиться крепить. Котлованы разрабатывают прорезями. Два требования:

o от края любой конструкция должно быть не менее одного метра

o расстояние от стенки до стенки котлована должно быть не менее двух отверстий.

Стенки траншеи крепятся с использованием следующих приспособлений и конструкций:

*при неглубоких котлованах – закладное деревянное крепление. По мере разработки котлована вставляют между двутаврами деревянные доски

*основной – использование металлических шпунтовых свай (иногда используются и деревянные шпунтовые сваи). Основным типом шпунта является «Ларсен-IV» «Ларсен-V». По контуру по периметру забиваются сваи. Как правило, в котлованах не требуется используется дополнительного крепления.

Устройство подготовки под фундамент. При разработке котлована необходимо обеспечить положение отметки низа фундамента в оголовочной части ниже глубины промерзания. В связи с этим дно котлована имеет разные отметки.

Готовый котлован освидетельствуют, составляют акт на скрытые работы (отметки дна). Готовый котлован сразу же сдают под монтаж, котлован без монтажа не простаивает более 1-2 дня.

Подготовка осуществляется, как правило, из щебня. В средней части тоже устраивается подготовка из щебня.



Источник: https://infopedia.su/1x15b2.html

Водопропускные трубы на автомобильных дорогах: типовой проект, ГОСТ, СНиП

Водопропускные трубы для автотрасс это искусственные конструкции, которые дают возможность подавать воду подземным путем в постоянном или экстренном режиме. Трубы могут также использоваться в качестве тоннельных мостов или путей.

При создании проекта укладки дорог, особенно если расстояние между асфальтом и подземными коммуникациями небольшое, отдают предпочтение такому сооружению, как малый мост, или проложить трубы.

водопропускные трубы из гофрированного металла

Выбрать водопропускную трубу можно по нескольким причинам:

1. Для прокладывания водопропускной трубы не нужно нарушать целостность асфальта и слоя почвы под ним;

Важно

2. Стоимость ремонта таких труб ниже стоимости обслуживания малого моста, а изнашивание конструкции происходит медленнее;

3. Если расстояние от сооружения до асфальта составляет более двух метров, срок ее службы значительно возрастает.

Водопропускные трубы производят из железобетона, полимеров, бетона или металла.

трубы железобетонные водопропускные раструбные

Металлические и железобетонные трубы классифицируют в зависимости от:

1. Формы поперечного сечения на круглые, прямоугольные и овоидальные;

2. Количества очков сечения на одноочковые, двухочковые и многоочковые;

3. Принципа работы сечения на напорные, полунапорные и безнапорные.

Трубы из железобетона имеют разные диаметры. Размер отверстия пропорционален длине трубы. У водопропускных труб с длиной до 30 м диаметр должен составлять не меньше одного метра.

Высокая скорость движения водного потока предусмотрена в трубах, называемых быстроточными, с диаметром от 50 см и длиной до 15 м. Внутрихозяйственные дороги требуют прокладывания труб диаметром в 50 см, имеющих длину до 10 метров.

Толщина почвы, которой засыпают трубы, должна составлять от полуметра это расстояние между самим трубами и нижней частью асфальта.

трубы водопропускные монтаж

Железобетонные трубы, а также средние и малые мосты можно прокладывать на тех участках дорог, план которых предусматривает их наличие.

Зачастую производят монтаж безнапорных труб, кроме случаев, когда разрешается пропускать по трубам определенное количество воды. Водопропускные трубы нельзя прокладывать под ледоходами и наледями.

Если трубу необходимо продолжить по речкам и ручьям с оборудованными местами для метания икры рыбами, разрешение на это действие нужно получить у рыбонадзорной инспекции.

водопропускные трубы на автомобильных дорогах

Конструкции труб

Водопропускные трубы строят зачастую на водоемах или недалеко от них. Водоемы могут быть как природными, так и искусственными. В большинстве случаев водопропускная конструкция имеет вид трубы, которая проходит над автотрассой.

При помощи железобетонной трубы меняют русла небольших рек или корректируют их.

Современные строители чаще всего устанавливают металлические гофрированные конструкции (сокращенно МГК) для таких объектов:

  • Водопропускные трубы под железнодорожными путями и автотрассами (вместо труб из бетонных колец)
  • Водопропускные конструкции, укрепляющие и меняющие русла небольших рек;
  • На замену мостов, имеющих один пролет в форме арок;
  • Многопролетные мосты с пролетом до 18 метров вместо бетонных или металлических мостов.

Сборные гофрированные конструкции из металла, или СМГК, снижают стоимость возведения водопропускных конструкций и делают ее ниже, чем у железобетонных аналогов. Их достоинства не ограничиваются лишь ценой:

1. Многообразие видов поперечных сечений и высокая адаптационная способность труб позволяет подбирать их согласно условиям определенного проекта и с учетом особенностей территории.

2. Листы СМГК можно с легкостью переносить благодаря их низкому весу.

3. Листы запаковывать в паллеты, чтобы они занимали намного меньше места.

4. Простота процесса установки СМГК дает возможность произвести монтаж труб, не имея особых профессиональных навыков.

Совет

5. Такие конструкции очень гибкие и надежные, особенно если сверху трубы засыпать как большим количеством земли. Устойчивость этих сооружений к сейсмическим факторам выше устойчивости их бетонных конкурентов.

6. Одна конструкция может прослужить около 80-100, что следует из многолетнего опыта их применения.

7. Конструкции относительно дешевые: расходы на СМГК почти на 50% меньше затрат на установку и обслуживание других типов сооружений.

8. Водопропускные трубы такой конструкции устанавливают в любом месте, вне зависимости от климатических условий.

водопропускные круглые железобетонные сборные

Другим распространенным типом конструкций являются габионные сооружения. Их часто используют при прокладывании водопропускных и водоотводных труб, или в процессе постройки поддерживающих конструкций и стен, а также местных очистительных дорожных конструкций.

Габионное сооружение это водопропускная труба, поддерживаемая габионами. Эти сооружения пользуются огромной популярностью благодаря таким параметрам:

  • гибкость, устойчивость к нагрузкам и надежность;
  • возможность самостоятельного дренирования (поэтому для такой конструкции не нужно дополнительно ставить обратный фильтр и производить монтаж дренажной системы);
  • совместимость с другими видами конструкций;
  • простая процедура установки и использования конструкции;
  • небольшие траты на строительство и эксплуатацию;
  • экологически чистый материал и аккуратный вид;
  • долгий срок службы сооружения.
Читайте также:  Сэндвич труба своими руками: советы по сборке и монтажу конструкции

водопропускные трубы на автомобильных дорогах типовой проект

Для правильной постройки конструкции данного типа, как и для прокладывания канализационных ходов и монтажа металлопластиковых труб, необходим тщательный и ответственный подход к процессу. Выполнение правил безопасности и соблюдение условий строительства обязательно, иначе вся работа может быть сделана очень некачественно.

Результатом пренебрежения правилами и нормами может стать не только вывод из строя сооружения или его разрушение, но и нанесение непоправимого ущерба дороге, которая построена над этой трубой. Таким образом, убытки могут понести не только коммунальные службы и владелец тумбы пассажиры и водители машин, которые ездят по таким дорогам, также могут серьезно пострадать.

Источник: http://o-trubah.com/klassifikaciya-trub/vodoprovodnye-truby/vodopropusknye/

Трубы водопропускные для автомобильных дорог — устройство

Водопропускные трубы используют в дорожном строительстве. С помощью таких труб обустраивают тоннели, пронизывающие дорожную насыпь. Причем, в некоторых случаях, размеры тоннелей на базе водопропускных труб имеют вполне приличные габариты, достаточные и для монтажа дренажной системы, и для обустройства подземного перехода.

Проще говоря, с помощью подобных труб строится своеобразная альтернатива моста.  И в данной статье мы изучим изделия, составляющие основу такого необычного сооружения – водопропускные каркасы и трубы. Кроме того, мы познакомимся с методами монтажа подобных конструкций.

Водопропускные трубопроводы обеспечивают дренаж дорожной насыпи. Причем строительство водопропускных труб, чаще всего, оправдано необходимостью отвода ручья или русла небольшой реки. Кроме того, пропускную трубу можно использовать для отвода потока дождевой или талой воды.

Обратите внимание

Разумеется, водоотвод можно заменить полноценным мостом, однако при низкой высоте дорожного полотна это решение является единственно возможным.

Кроме того, устройство водопропускных труб в дорожном полотне гарантирует улучшение качества дороги за счет следующих преимуществ:

  • Сохранения прочности дорожного полотна. Использование трубы обеспечивает сохранность целостности насыпи, которую, в ином случае, пришлось бы разделять мостом. В итоге, усиливается прочность основы дороги.
  • Снижения стоимости строительства дороги. Альтернатива пропускной трубы –  железобетонные водопропускные и автодорожные мосты стоят намного дороже. А за счет сэкономленных средств мы можем усилить качество дорожного полотна.
  • Возможности обустройства водопропускного канала и после завершения строительства насыпи. В случае с мостом такая возможность либо отсутствует, либо обойдется слишком дорого. Здесь водоотвод выступает в роли спасителя нерадивых проектировщиков, не сумевших просчитать направление движения сточных вод.
  • Высокой скорости процесса монтажа водопропускного канала. По сравнению с мостом этот способ водоотвода обустраивается с просто невиданной скоростью.

Словом, в определенных условиях, использование трубчатых водоотводов сулит только выгоду. К тому же, при высоте насыпи над верхней точкой трубы водовода в два и более метра строители дороги могут сэкономить на дополнительном укреплении стенок.

Впрочем, конкретный перечень выгод от факта использования пропускного водовода зависит от разновидностей труб, из которых собирался данный канал. Поэтому нам стоит присмотреться к сортаменту подобной продукции.

Современные производители наладили выпуск обширного ассортимента труб для водопропускных тоннелей. Причем основу классификации такого ассортимента составляет принцип деления изделий по типу используемого конструкционного материала.

Бетон и железобетон являются самым дешевым материалом для обустройства водоводов. Бетонные трубы отличаются высокой прочностью и хорошей герметичностью. Вдобавок, они поставляются к месту строительства в виде стандартных изделий. Железобетонные трубы крепче и долговечнее бетонного варианта.

У таких изделий есть очень важное преимущество –  строительство водопропускных труб из железобетона можно развернуть прямо на месте укладки дорожного полотна. Ну, а прочие варианты доставляются к месту монтажа только из магазина или склада.

Самостоятельное строительство предполагает заливку бетона в армированную опалубку. Но эта операция увеличит время строительства. Поэтому бетонные и железобетонные трубы заезжают на площадку в виде готовых изделий.

Минимальный внутренний диаметр таких труб равен 0,5 метра, а максимальный – 4 метра. Такие трубы выдерживают сейсмическую нагрузку до 9 балов и позволяют обустраивать тоннели в дорогах, рассчитанных на колею шириной более 1,5 метров. Трубы выпускаются в виде звеньев длиной от 1 до 4 метров. Сортамент таких труб определен в ГОСТ 24547-81.

В наши дни пластиковые трубы водопропускные в полотне дороги встречаются достаточно часто, поскольку современная промышленность все же сумела наладить выпуск труб, способных сопротивляться высокой внешней нагрузке.

Важно

Например, канализационные трубы 16 класса жесткости могут использоваться не только в качестве элемента безнапорного трубопровода, но и в роли водопропускного канала для небольшой насыпи.

Однако при монтаже пластикового водовода для усиления полотна над таким каналом необходимо смонтировать бетонную арку, используя внешнюю сторону трубы, как опалубку. Кроме того, частичную разгрузку пластиковой трубы можно реализовать с помощью габионов – металлических коробов, заполненных крупными валунами.

Пластиковые водопропускные трубы

В итоге, слоеная конструкция с прочной внешней частью и стойкой сердцевиной прослужит не один десяток лет. К тому же, пластичный водовод из полимерных труб переносит подвижки грунта намного лучше излишне жесткой конструкции из бетона.

Прочностной расчет водопропускных труб из металла показывает, что этот вариант является просто идеальным решением проблемы обустройства подобных тоннелей. Ведь металл удерживает внешнюю нагрузку лучше бетона и пластика. Однако высокая восприимчивость к коррозии сводит на нет все преимущества таких водоводов.

Обычные металлические трубы следует использовать лишь в качестве временной меры. Они годятся для разового прокола дорожного полотна для осушения прилегающей территории.

Такой прокол применяют, когда невозможны эксплуатация и ремонт водопропускных труб основного водовода, вследствие их разрушения или засорения.

Ведь такой «прокол» дает возможность сбросить уровень воды и приступить к починке или расчистке основного водовода.

Кроме того, металлическую трубу можно использовать не только в виде водовода, но и в качестве кожуха, защищающего внутренний трубопровод. Наилучшим вариантом такой  временной трубы для пропускного водовода будет обсадное изделие, используемое для армирования стенок буровых скважин.

Постоянные водопропускные сооружения монтируют на основе сборных металлических гофрированных конструкций (СМГК). И с точки зрения классического определения такое изделие трубой не является. Ведь сборные конструкции водопропускных труб собираются из гофрированных листов прямо на месте обустройства водовода.

Совет

Причем нестандартная схема обустройства тоннеля из СМГК наделяет водопропускные каналы целым рядом преимуществ, недоступных для конструкций, созданных из труб. Ведь водоводы из СМГК имеют сколь угодно сложную форму, служат более 50-60 лет (подтверждено практикой!), обходятся на 25-30 процентов дешевле бетонных аналогов и гарантируют высокую сейсмоустойчивость всей конструкции.

Ну а теперь, когда этап знакомства с основой пропускных водоводов закончен, мы можем перейти к изучению способов строительства подобных систем

Технология монтажа пропускных водоводов предполагает разделение процесса на следующие этапы:

  • Рытье котлована
  • Укладку фундамента
  • Монтаж трубы
  • Обустройство насыпи.

И далее мы рассмотрим во всех подробностях каждый пункт из этого списка, описывая типовые операции, необходимые для реализации указанных процедур.

Рытье котлована под пропускной водовод

Котлованы для водопропускных труб обустраивают согласно конструкции будущего фундамента водовода. Ведь размеры котлована определяются размерами основания водовода.

Не меньшее влияние на процесс обустройства оказывает еще и тип почвы в месте строительства котлована. Ведь грунт должен удерживать довольно массивную конструкцию.

К тому же, от типа грунта зависит и процесс обустройства откосов котлована.

Сам процесс рытья котлована выполняется по классической схеме: снятие плодородного слоя, разработка первой ступени, выемка грунта на уровне второй ступени и так далее. Общая глубина котлована в почву должна быть ниже уровня промерзания грунта. Иначе водовод пострадает от деформации пучения грунта.

Отвод влаги из котлована осуществляется по особым дренажным траншеям или с помощью водяного насоса. Причем процесс отвода жидкости нужно продумать заранее, ведь пропускные водоводы строятся на очень влажных участках.

Для укрепления стенок котлована и близлежащей насыпи используют особые модули – габионы, которые состоят из металлической сетки (короба или матраса), заполняемой камнями.

Подобные габионные конструкции водопропускных труб гарантируют не только устойчивость фундамента, но и сохранность насыпи дорожного полотна.

Причем в целях упрочнения конструкции под габионами монтируют еще и слой гидроизоляции.

Укладка фундамента под водовод

Обратите внимание

Любые трубы водопропускные – железобетонные, металлические или пластиковые – монтируют не на «голую» землю, а на особый фундамент. Сам фундамент, в свою очередь, опирается на основу – песчано-гравиевую подсыпку. Зачем такие сложности? Да затем, что без такой подсыпки фундамент просто лопнет под воздействием деформации пучения грунта.

Поэтому на первом этапе строительства фундамента, на дне котлована обустраивается особая подсыпка – основа.

Фундаменты для водопропускных труб могут быть

Укладку блочного фундамента выполняют поверх песчано-гравиевой подсыпки, начиная с блока под оголовок трубы. Причем такой блок должен заглубляться в почву на 25-30 сантиметров ниже уровня промерзания грунта. После чего монтируют остальные блоки, заполняя перепады высоты между платформами песчано-гравиевой подсыпкой.

Монтаж элементов конструкции блочного фундамента начинают с укладки выходного оголовка, постепенно продвигаясь до входного участка.

При больших перепадах высот между элементами конструкции фундамента для поддержки последних используют сваи.

Главным достоинством блочного фундамента является скорость процесса монтажа подобной основы.

Монолитный фундамент льют в классическую опалубку, поверх гидроизолирующего слоя. Заливку такого фундамента следует организовать в один проход. Поэтому очень важно рассчитать объем основы. Причем в процессе заливки нужно использовать только съемную опалубку, которую удаляют после схватывания цемента.

К достоинствам монолитных фундаментов можно отнести высокую прочность подобных конструкций. При надежном армировании такому фундаменту не страшны ни сейсмические колебания, ни нагрузки пучения грунта.

Монтаж труб начинается с установки бровки земляного полотна. Далее монтируют выходные оголовки водопропускных труб. После чего, поверх фундамента, укладывают арочные элементы железобетонной трубы или узлы СМГК. Последним элементом такого трубопровода является входной оголовок. Пустота между стенкой трубы и фундаментом заполняется смесью гравия и песка с некоторой частью портландцемента.

Арочные конструкции можно монтировать прямо на плиты фундамента даже без подсыпки. Стыковку элементов железобетонного туннеля выполняют с помощью цементных стяжек. Металлические конструкции из гофрированных листов крепят друг к другу заклепками или защелками. Верхнюю часть СМГК можно усилить особой цементной стяжкой.

Важно

Монтаж цельнометаллических труб для аварийного дренажа дорожного полотна выполняется методом прокола насыпи с помощью горизонтальной бурильной установки.

Читайте также:  Труба для дымохода котельной в доме своими руками

По завершению монтажа трубы и после обустройства армирующей стяжки, поверх конструкции пропускного водовода насыпается дорожное полотно. В зависимости от прочности трубы, насыпь бывает двух, четырех или шестиметровой глубины.

В качестве подсыпки в месте монтажа водовода используют обычный грунт, а ближе к дорожному полотну применяются совсем другие материалы, выбор которых зависит от технологии строительства дороги.

Кроме того, перед подсыпкой грунта, склоны насыпи у входного и выходного оголовка следует укрепить либо бетонными бровками, либо габионами. Причем укрепленная габионами водопропускная труба прослужит дольше с помощью монолитной бровки. Ведь габион пропускает воду и, со временем, армируется корнями растений, проросших сквозь металлическую сетку и каменную засыпку.

Источник: http://VseTrybu.ru/truby-vodopropusknye-dlya-avtomobilnyx-dorog.html

Трубы водопропускные для автомобильных дорог — устройство

Трубопровод такого типа, которой проводится сквозь насыпь под автодорогой, кроме значительной экономичности, обладает еще и универсальностью пропускной способностью. Сквозь такие коммуникации возможно не только прохождение различного рода водяных потоков, а и перегон скота, а также проход людей.

Кроме вышеперечисленных положительных характеристик водопропускных трубных коммуникаций при строительстве автобанов стоит еще привести ряд несомненных преимуществ перед строительством малых мостов.

  • Высокая прочность конструкции. Возведенная насыпь в комбинации с водопропускными трубами является прочной основой для проходящей над ней автодороги. Такое сооружение имеет высокий коэффициент износоустойчивости после введения дороги в эксплуатацию.
  • Сравнительно низкая стоимость возведения. Цена материалов и их монтажа значительно ниже, чем установка небольшого моста.
  • При использовании в строительстве дорог водопропускных труб сохраняется непрерывность дорожного полотна. Автодорога прокладывается по грунтовой насыпи поверх проложенного сооружения . В такой конструкции отсутствует прерывание полотна материалами другого рода, как это происходит при необходимости строительства моста.

В строительстве дорог используются водопропускные системы разных типов. Отличительные черты каждого типа зависят от материала, из которого изготовлена труба. В зависимости от материала изготовления водопропускных сооружений, их типология варьируется таким образом:

  • Изготовленные из железобетона. Самый надежный вид конструкции. Данный тип водопропускной трубы имеет одну из самых больших прочностей и показатель долговечности.
  • Из бетона. Система, которая изготовлена только из бетона, без металлического каркаса внутри. Отличается сравнительной дешевизной изготовления, но меньшей прочностью и долговечностью.
  • Из полимера. Ранее трубы из полимеров не обладали достаточной прочность для использования в строительстве автомобильных дорог. Но современные технологии позволили увеличить их крепость. Такой тип трубных коммуникаций требует меньших затрат при производстве и транспортировке. Минусом является необходимость возведения массивной бетонной арки при монтаже полимерных водопропускных труб.
  • Из металла. Подобные изделия из металла отличаются высокой прочность и удобностью монтажа. Минусом является высокая подверженность эрозийным процессам.

Монтаж данного типа трубопроводных коммуникаций проводится в несколько этапов.

  • Рытье котлована.
  • Монтаж фундамента.
  • Укладка трубы
  • Нагромождение насыпи.

Установка водопропускных систем при строительстве дорог различной конфигурации – это не просто экономичное решение.

Помимо значительной скорости и удешевления возведения автобана, использование труб различного диаметра позволяет сохранить экосистему среды и гарантировать отсутствие угрозы размытия дорожного покрытия.

Совсем необязательно использовать водопропускные системы только для масштабных проектов – они будут уместны и при строительстве бытовых дорожек на частном приусадебном участке, особенно, если он неровный.

Таким образом, в статье были названы и охарактеризованы специфические особенности водопропускных труб для автодорог, а также названы особенности их типологии и применения.

Источник: http://ogodom.ru/trubyi-vodopropusknyie-dlya-avtomobilnyih-dorog-ustroystvo.html

Монтаж водопропускных труб под дорогу

Водопропускные трубы под насыпями могут выступать в качестве своеобразной альтернативы мостам. Внешне устройство таких труб похоже на тоннели, проходящие сквозь дорожные насыпи. Металлические гофрированные водопропускные трубы нашли широкое применение в дорожном строительстве.

Габариты выпускаемых труб позволяют использовать их и для отвода потока талой или дождевой воды, и для монтажа дренажной системы, а также для обустройства подземных переходов.

Конечно, вместо водоотвода возможно возведение полноценного моста, но в случае низкой высоты дорожного полотна единственным правильным решением станет устройство водоотвода.

Схема элементов железобетонной прямоугольной водопропускной трубы.

Разновидности и характеристики водопропускных труб

Современный рынок предлагает обширный ассортимент труб для создания водопропускных тоннелей.

Основой классификации этого ассортимента является принцип деления продукции по типу применяемого конструкционного материала.

Наиболее востребованными на сегодняшний день являются железобетонные водопропускные трубы, пластиковые трубы водопропускного типа и металлические гофрированные трубы для пропуска воды.

Железобетонные водопропускные трубы

К достоинству таких труб можно отнести возможность их изготовления прямо на месте укладки дороги. Их самостоятельное изготовление предполагает процесс заливки бетонного раствора в армированную опалубку.

Процедура эта занимает довольно много времени, поэтому для обустройства водоводов железобетонные и бетонные трубы поступают на строительную площадку в уже готовом к эксплуатации виде.

Они отличаются особой прочностью и способны выдерживать сейсмические нагрузки до 9 баллов.

Пластиковые трубы

Схема монтажа круглой водопропускной трубы.

Преимуществом пластиковых водопропускных труб является их способность сопротивляться высоким внешним нагрузкам. Но их монтаж требует усиления полотна над каналом путем сооружения бетонной арки, для чего внешняя сторона трубы используется в качестве опалубки.

Частичная разгрузка пластиковой трубы реализуется и с помощью металлических коробов (габионов), заполняемых крупными валунами. Таким образом, слоеная конструкция со стойкой сердцевиной и надежной внешней частью может эксплуатироваться не один десяток лет.

Пластичный водовод, созданный из полимерных труб, гораздо легче переносит подвижки грунта, чем жесткая конструкция из бетона.

Металлические трубы и СМГК

Если рассматривать использование металлических водопропускных труб с точки зрения прочностного расчета, то данный вариант может претендовать на идеальное решение вопроса.

Конечно, способность металла хорошо удерживать внешние нагрузки является главным преимуществом металлических труб, но данное достоинство практически сводит к нулю высокая восприимчивость металла к коррозийным разрушениям.

Поэтому обычные металлические трубы принято использовать для временного решения проблемы. В частности, их применяют при разовом проколе полотна дороги для осушения прилегающей местности.

Совет

Подобные проколы очень актуальны в ситуациях, когда невозможен ремонт водопропускных труб основного водовода и его эксплуатация вследствие засорения или даже разрушения. Такая дренажная система помогает сбрасывать уровень воды и дает возможность расчистки или починки основного водовода под дорогой.

Кроме того, металлические трубы могут использоваться не только в качестве водовода, но и как своеобразный футляр, защищающий внутренний трубопровод. Оптимальным вариантом использования металлических временных труб является обсадное изделие, применяемое для армирования буровых скважин (их стенок).

Схема надфундаментных частей средних частей труб.

Для монтажа постоянных водопропускных сооружений под дорогой используют специальные сборные металлические гофрированные конструкции (СМГК).

Исходя из классического определения, такие изделия не относятся к категории труб, поскольку металлические гофрированные листы преобразуются в сборную конструкцию прямо на месте сооружения водовода возле дороги.

Нестандартные металлические гофрированные конструкции и тоннели из них наделены целым рядом достоинств, недоступных для водопропускных каналов, созданных из труб.

Данные преимущества базируются на том, что гофрированные металлические системы в процессе сборки могут принимать разнообразные сложные формы, в которые нереально перевоплотиться обычным трубам, а срок их эксплуатации достигает 50-60 лет, да и к тому же гофрированные металлические конструкции на 25-30% дешевле своих бетонных аналогов и, несмотря на это, наделены повышенной сейсмоустойчивостью.

Весь процесс установки водопропускных труб под дорогу разделяется на несколько этапов:

  • рытье котлована;
  • укладка фундамента;
  • монтаж труб;
  • обустройство насыпи дороги.

Итак, первый этап подразумевает рытье котлована, размеры которого определяются параметрами основания водовода. Важную роль здесь также может играть и тип почвы, который должен удержать массивную конструкцию. От типа грунта будет зависеть и обустройство откосов котлована.

Котлован роется по классической схеме, то есть сначала снимается верхний плодородный слой, затем осуществляется разработка первой ступени, снова выемка грунта на втором уровне и т.д.

Глубина котлована в обязательном порядке должна достигать уровня промерзания грунта. В противном случае система водовода может быть деформирована в ходе пучения грунта.

Обратите внимание

Для отвода влаги из котлована используется дренажная система из траншей или водяной насос.

Так как пропускные водоводы под дорогой обычно сооружаются на довольно влажных участках, обязательным условием их успешной эксплуатации является хорошо продуманная дренажная система.

Схема бестраншейной прокладки труб.

Стенки котлована и близлежащая насыпь укрепляется особыми модулями — габионами, устройство которых состоит из металлической сетки, заполненной камнями. Для упрочнения конструкции под габионами монтируется дополнительный слой гидроизоляции.

На втором этапе укладывается фундамент, в качестве опоры для которого выступает специально выполненная песчано-гравиевая подсыпка. Необходимость укладки подсыпки связана с тем, что она гарантирует сохранность целостности конструкции в случае воздействия деформации грунта в период пучения.

Стандартными фундаментами для укладки водопропускных труб являются блочный и монолитный.

Блочный фундамент укладывается, начиная с блока под оголовок трубы, который углубляется в грунт на 25-30 см ниже отметки промерзания грунта.

После этого на песчано-гравийную подушку монтируются остальные блоки, перепады высоты между платформами при этом заполняются песчано-гравийной подсыпкой.

Элементы конструкции начинают монтироваться с выходного оголовка, постепенно перемещаясь к входному участку.

Важно

Большие перепады высот в элементах конструкции для поддержки страхуются установкой свай.

К преимуществу монтажа блочного фундамента можно отнести скорость выполнения работ.

Монолитный фундамент укладывается в классическую опалубку, монтируемую поверх гидроизолирующего слоя. Заливка такого фундамента выполняется в один проход, для чего тщательно высчитывается объем основы. В ходе заливки используется только съемная опалубка, которая удаляется после застывания цемента.

Схема типов оголовков труб.

Основным достоинством монолитных конструкций фундамента является их высокая прочность. При качественном армировании такой фундамент способен выдержать и сейсмические колебания, и нагрузки пучения грунта дороги.

На следующем после укладки фундамента этапе начинается монтаж труб. Устанавливается бровка земляного полотна, монтируются выходные оголовки труб, затем поверх фундамента укладываются узлы СМГК или арочные элементы железобетонных труб. Пространство между фундаментом и стенками трубы заполняется песчано-гравийной смесью с добавлением портландцемента.

СМГК крепятся между собой заклепками или защелками, для усиления верхней части используется особая цементная стяжка. Элементы железобетонного туннеля фиксируются тоже с помощью цементных стяжек. Арочные конструкции монтируются на плиты, причем даже без укладки подсыпки.

На последней стадии после обустройства армирующей стяжки конструкция укрепляется бетонными бровками или габионами и засыпается 2-, 4- или 6-метровым слоем грунта дорожного полотна (в зависимости от прочности трубы).

Источник: https://experttrub.ru/naznachenie/pod-dorogu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector