Дымовая труба котельной: принцип работы, виды и конструкции, расчет, установка и демонтаж
Добрый день, дорогой читатель.
Даже ребенок знает — тепло наших квартир обеспечивается котельными. Все мы периодически видим большие красно белые или конусообразные трубы, но мало кто задумывается о важности их правильной эксплуатации. Поэтому сегодня предлагаю узнать, для чего служит дымовая труба котельной и чем грозит ее неправильная работа для простых жителей города или поселка.
Что это такое и для чего он нужен
Самая большая дымовая труба находится в Казахстане и ее высота (только представьте) — целых 420м! ГРЭС, на которой она расположена, возведена на угольном разломе, и могла бы обеспечивать электроэнергией половину республики. В российских городах таких масштабных дымоходов не встретишь, но это не уменьшает их роль для нашего комфортного существования.
Дымовая труба – конструкция, предназначенная для отвода и рассеивания в атмосфере продуктов сгорания топлива. Без грамотно спроектированной и установленной трубы невозможна правильная работа котельной.
Кроме того, дымоотвод центрального и автономного отопления создает естественную тягу. Тяга возникает за счет разницы температур горячих газов внутри трубы и наружного воздуха.
Как устроен дымоход
В случае, если конструкция дымохода не соответствует техническим требованиям, сажа, пепел, дым, копоть оседают на стенках канала, забивают его и затрудняют отвод газов. Избежать данной ситуации можно только соблюдая все нормы и правила устройства промышленных дымоходов.
Основные элементы котельной с кирпичной трубой:
- Фундамент (цоколь);
- Ствол;
- Молниеотвод;
- Футеровка.
Кладка ствола выполняется поэтапно, по 5-7м. Толщина стенок уменьшается в направлении снизу вверх. Ее минимум -180мм. Трубы имеет форму конуса (для придания устойчивости). Низ конструкции изнутри футеруют огнеупорным кирпичом. Между футеровкой и трубой оставляют зазор, компенсирующий тепловые расширения материала.
В цоколе обычно устраиваются окна для газоходов (их называют боровами). В газоходах организовываются проходы для осмотра.
Общая высота кирпичных дымоотводов 30-70м, диаметр – от 0.6м.
Элементы котельной с металлической трубой:
- Ствол;
- Растяжки;
- Чугунная плита;
- Фундамент.
Стальные трубы для котельных производятся из листовой стали, толщиной от 3 до 15мм. Отдельные участки трубы соединяются с помощью сварки. Чугунная плита закрепляется на фундамент, к ней монтируется ствол. Для обеспечения устойчивости конструкции на высоте равной 2/3 от высоты общего дымохода, устанавливают растяжки. Растяжка — это стальной канат, из проволоки диаметром 5-7мм.
Высота металлической трубы – не более 30- 40м. Диаметр – 0.4-1м. Основное достоинство – легкость, простота монтажа и демонтажа и низкая цена элементов конструкции. Основной недостаток стали — весьма короткий срок службы (обычно до 10-25лет).
Кроме металлических и кирпичных, дымовые каналы для котельной могут быть железобетонными. Железобетонные трубы прочны, но обладают низкой коррозионной стойкостью, поэтому выполняются с укладкой внутренней отделки, защищающей внутренние стенки канала от агрессивных газов.
Согласно СНиП высота любой трубы котельной должна быть на 5м выше конька кровли любого здания, находящегося на расстоянии до 25 метров. Эту величину можно увеличивать, но уменьшать нельзя.
Принцип работы
Для обеспечения непрерывного процесса горения топлива в топку котлоагрегата должен постоянно поступать воздух, а продуктам сгорания следует беспрепятственно выходить и рассеиваться в атмосфере. Оба этих процесса происходят под воздействием тяги. Труба котельной обеспечивает естественную тягу.
Принцип действия дымоотвода – закон сообщающихся сосудов. Вес холодного воздуха больше, чем вес столба такой же высоты горячего газа в котельной. Происходит круговорот воздуха – атмосферный поступает в топку, а отработанный – выходит через дымоход.
Тяга напрямую зависит от высоты конструкции, а так же внешней и внутренней температур и атмосферного давления.
Виды и конструкции
Как было сказано выше — трубы для дымоотводов котельных изготавливают из разных материалов. Трубы из кирпича или железобетона имеют общее конструктивное решение. А вот стальные – различаются на несколько типов.
Типы конструкций дымоходов:
- Колонные, классические. Самый популярный тип. Представляет собой колонну из стали с залитым в фундамент цоколем.
- Усиленные фермами. Используются для крупных промышленных котельных и ТЭЦ. Здесь ферма — металлическое сооружение из продольных и поперечных стержней – стыкуется с анкерной корзиной и поддерживает дымоход большого диаметра и массы в вертикальном положении;
- Бескаркасные (упрощенные). Пример такой конструкции можно встретить в любом частном доме, оборудованном печью или отопительным котлом. Этот вариант отличается простотой в сборке и низкой стоимостью, состоит из самого дымоотвода и боровка-элемента, соединяющего его с камином или печью.
- Конструкции мачтового типа. Отличаются самой большой высотой и устанавливаются обычно в черте города. Ствол дымохода крепят к каркасу – колонне, усиленной металлическими растяжками;
- Встроенные. Выполняются в стене дома, чаще всего со стороны фасада. Роль поддерживающего каркаса и фундамента выполняет стена здания. Дымопровод крепится к каркасы специальными кронштейнами.
Любой из перечисленных вариантов может быть одноствольным (с одной выводящей трубой) и многоствольным.
Срок службы такого дымохода
Срок службы дымохода зависит от материала, из которого он выполнен.
- Железобетонные трубы при правильной эксплуатации прослужат не менее 50лет;
- Кирпичные — самые долговечные. «Живут» до 100лет;
- Металлические. Изделия с самым маленьким сроком службы. В зависимости от условий эксплуатации и наличии внутренней защиты он составляет 10-30лет.
- Железобетонные и кирпичные трубы получили широкое распространение для отвода как обычных, так и агрессивных газов.
Строительные нормативы
Основные нормативные документы для дымоходов в котельных:
- СНиП ІІ-35-76 «Нормы проектирования. Котельные установки»;
- СП13-101-99 «Правил надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб»;
- Правила эксплуатации и ремонта металлических труб котельных регламентируются инструкцией РД-34.0-21.562-93, железобетонных — РД34.21.562-93;
- ОНД №86 –для расчета высоты;
- СНиП 2.01.07-85 «Определение ветровых нагрузок»;
Источник: https://vseotrube.ru/ventilyatsiya-i-dymohod/dlya-kotelnoj
Демонтаж дымовой трубы: способы демонтажа и типы дымовых труб
Прогрессивное развитие технологий привнесло не только интернет, компьютеры в наш дом, но создало условие для снижения загрязнения окружающей среды. Последний аспект, в свою очередь, инициирует модернизацию предприятий, где немаловажную роль играет демонтаж дымовых труб. Действительно, отработавшие свое конструкции или дымоходы закрывающихся цехов, требуют полной разборки.
Причины разбора дымовых труб
Оставить трубу (особенно кирпичную) просто так, средь белого неба, довольно опасно и накладно.
Сезонные перепады температур крайне негативно воздействуют на кирпичную кладку, постепенно вызывая трещины, и, как следствие, разрушая ее.
При эксплуатации, внутри дымоотвода регулярно находится горячий воздух, что исключает температурные перепады, однако прогревать неиспользуемое сооружение экономически нецелесообразно.
Старая дымовая труба
Как результат, намного проще произвести разово демонтаж трубы дымовой, чем трубы поддерживать в безопасном состоянии, затрачивая финансовые средства ежемесячно.
Что касается металлических труб, то их демонтаж требуется в тех случаях, когда происходит замена — демонтаж старой и тут же монтаж новой трубы. Либо, когда работа котельной прекращается навсегда. Естественно, в таком случае оставлять металлическую мачту опасно, тем более для котельных применяются трубы с минимальной толщиной стенки — со временем они могут прогнить у основания.
Краткий обзор существующих технологий
На сегодня, основные методики произвести демонтаж дымовой трубы, независимо от ее материала, можно разделить по следующим категориям:
- поэтапная разборка, когда конструкция демонтируется последовательно сверху вниз;
- обвал сооружения, используется на территории, свободной от прилегающих зданий;
- взрыв, подход аналогичен предыдущему, однако процесс требует меньших трудовых и временных затрат.
Естественно, что предваряет процедуру сноса дымоотвода, исследование его состояния, а также прилегающей местности.
Важным критерием выбора конкретной технологии разборки конструкции выступает материал ее изготовления, поскольку дымоход может быть металлическим, кирпичным или железобетонным.
Выбор конкретной методики определяют сопутствующие факторы, а также расчет стоимости демонтажа дымовых труб. Впрочем, наибольшее распространение получили первые металлические и кирпичные виды дымоотводов, разборку или снос которых и рассмотрим далее более подробно.
Демонтаж металлической трубы
Данная процедура практически не обходится без промышленного альпинизма. Исходя из конструкции дымохода, а также места его расположения, допускается валка целиком или поэтапная разборка сооружения следующими методами:
- использование плазморезки;
- разъединение фланцевых стыков.
При разборке частями, как правило, используется грузоподъемное оборудование. Кроме того, в этом случае может потребоваться предварительное разъединение покрытий дымохода посредством отворотки. На практике, поэтапный демонтаж металлической дымовой трубы с помощью крана осуществляется достаточно часто.
Демонтаж металлической дымовой трубы
На каждой из частей дымохода создаются специальные крепежные отверстия, производится ее фиксация стропами с дальнейшим отсеканием при помощи резки или разъединением фланцев.
Все операции выполняются на вершине сооружения, промышленными альпинистами. Альтернативно, подъемный кран нередко используется при демонтаже металлической трубы целиком.
Закрепленную стропами наверху конструкцию отрезают у основания и переносят краном на заранее подготовленную площадку.
См. также статью — демонтаж металлоконструкций.
Видео — грамотный и простой демонтаж металлической дымовой трубы:
Некоторые металлические дымоотводы крепятся у снования специальными тросами – оттяжками, поддерживающими баланс сооружения. В этом случае, после закрепления верхней части дымохода, требуется дополнительно обрезать поддерживающие канаты.
Еще один критерий, как произвести демонтаж металлических дымовых труб, – цена работ. Часто, именно стальную конструкцию, выгодно снять целиком, с возможностью ее установки под дымоотвод на новом месте. Это менее трудоемкая операция, позволяющая сэкономить средства на приобретении нового дымохода.
Невысокие металлические трубы возможно демонтировать при помощи гидроножниц. Подобное оборудование эффективно при высоте сооружения до 22 м. В этом случае металлический дымоход демонтируется экскаватором с навесными гидроножницами, а его фундамент – гидромолотом.
Труба дымовая порезанная в лом
Мачтовые и самонесущие трубы
Металлические дымовые трубы могут быть мачтовыми, еще их называют фермовые. Такие трубы состоят из несущей башни и газоотводов, которые навешиваются на грани башни.
Мачтовые дымовые трубы
Существуют также самонесущие дымовые трубы ТССУ. По сравнению с другими дымовыми трубами ТССУ имеют наименьшую массу и наиболее высокий уровень монтажной готовности, что позволяет демонтировать трубы также легко, как и монтировать.
Самонесущие дымовые трубы
Демонтаж мачтовых труб и ТССУ описывать нет смысла, т.к. это последовательный ручной разбор и поэтапное отсоединение элементов сборки, которые крепятся болтами и гайками — см. рисунок ниже.
Конструкция мачты элемент под номером 11 — это Болт, гайка, шайба
Также, если требуется полный демонтаж конструкции, необходимо будет избавиться от опоры, на которой которой стоят мачты — это бетонная плита с анкерными болтами.
Конечно, демонтаж мачтовых дымовых труб и ТССУ не обойдется без кранов с большим вылетом стрелы, т.к. разбор начинается с верхних элементов, и такие трубы разобрать сложнее, нежели обычные котельные трубы, т.к. мачты и газоотводы будут пригодны для дальнейшей работы и крошить их в металлолом смысла нет.
Демонтаж кирпичных дымовых труб
Еще одна, достаточно распространенная ситуация, поскольку подобные сооружения были характерны для котельных, работавших на твердом топливе, угле в частности. Разборка кирпичных конструкций, как и валка, их целиком, требует соблюдения установленных мер безопасности. Прежде всего, необходимо возвести ограждение при демонтаже трубы котельной.
Опасный демонтаж дымовых труб
Если дымоотвод находится вдали от жилых сооружений, а прилегающим зданием остается только уже неработающая кочегарка, то возможен обвал конструкции целиком. Для этого разрушается часть основания трубы с использованием такого набора инструментом, как отбойный молоток, перфоратор или лом.
Разрыв дымоотвода, как при валке целиком, так и разборке по частям осуществляется домкратом или гидроклином. Это позволяет выполнить направленный разрыв связующего материала при кирпичной кладке или бетона у ж/б конструкций. В частности, разрывное усилие гидроклина составляет 250 тонн.
Демонтаж кирпичной дымовой трубы
Ручной демонтаж котельной трубы из кирпича, других дымоходов аналогичного исполнения, часто осуществляется вручную, методами промышленного альпинизма.
Преимущество подобного подхода — стоимость, хотя и достигаемой, в ущерб времени. На ручной демонтаж кирпичной дымовой трубы цена существенно ниже, нежели ее развал с помощью специальной техники.
Существуют две разновидности разбора кирпичного дымоотвода:
- Снаружи. Разбираемые блоки сбрасываются внутрь конструкции, тогда как рабочие площадки оборудуются с ее внешней стороны.
- Внутри. Этот вариант предусматривает оборудование территории около сооружения: выставление ограждений и прочее. Радиус безопасной зоны, составляет от трети до половины высоты конструкции.
Среднее время демонтажа кирпичного дымоотвода высотой около 40 метров составляет от двух до трех рабочих недель. В случае аварийного состояния сносимого объекта, продолжительность работ может увеличиться.
Демонтаж опасная работа
Видео демонтаж дымовой трубы:
Железобетонные конструкции
Характерная особенность подобных сооружений – высокая прочность материала используемого при монтаже, особенно на стыках блоков. Как правило, его прочность намного превосходит аналогичный параметр бетона. Поэтому ручной демонтаж водонапорной башни из железобетона потребует применения алмазных инструментов:
Другая отличительная черта валки железобетонных конструкций – необходимость регулярного водяного охлаждения инструмента, что исключает выполнение работ при отрицательной температуре воздуха.
Проведение взрывных работ
Это альтернативный способ произвести демонтаж дымовой трубы котельной. Использование направленного взрыва для разрушения конструкции, предусматривает получения разрешения на проведение подобного рода работ. Дополнительные требования аналогичны, когда дымоход валится целиком:
- расчет траектории падения;
- подготовка площадки, соответственно высоте сооружения.
Нормативы, относительно последнего пункта, предусматриваю ограждение местности, на радиусе более 1,5 высот конструкции.
Непосредственно, демонтаж трубы взрывом – довольно быстротечное мероприятие, однако подготовительные работы и бумажная волокита, занимают существенное время. К негативным моментам относится высокая стоимость подобного рода работ.
Видео — неудачный демонтаж дымовой трубы взрывом в Польше:
Применение робототехники
Еще одна разновидность разборки кирпичных и железобетонных труб. Впрочем, подобная процедура не ограничивается использованием исключительно роботов, управление манипуляторами осуществляют люди, хотя и дистанционно. Данная методика в отечественной практике встречается крайне редко и выступает скорее экзотической технологией демонтажа дымоотводов.
Демонтажный робот
Подготовительная стадия
Получив тендер на демонтаж дымовой трубы, специалисты должны понимать основные сложности, которые могут возникнуть в ходе работ. Предварять разборку сооружения, должно полное обследование его состояния, на базе которого и выбирается технология демонтажа трубы. Это позволит избежать внештатных ситуаций, среди которых:
- вибрационное разрушение ствола дымоотвода, как следствие эрозии и трещин в материале конструкции;
- отклонение направления падения дымохода от расчетных результатов, вследствие кривизны сооружения, например;
- сейсмические последствия, сопровождающие падение многотонного габаритного объекта;
- проседание ствола, избежать которого можно дополнительным укреплением основания трубы арматурой.
В частности, сейсмические риски вызываются мощной ударной волной, сопровождающей падение массивной кирпичной или железобетонной конструкции. Как результат, повреждения могут получить здания, находящиеся в относительно безопасной зоне. Пример сейсмических последствий: разрушения хрупких конструкций, стекол на окнах.
Внимательно необходимо относится и к выбору специальной техники. Например, демонтаж металлических труб, в большинстве случаев, производится с участием грузоподъемного оборудования. В этом случае необходимо обратить внимание на достаточные характеристики длины стрелы, а также ее грузоподъемности на максимальном вылете.
Оставшийся вторичный материал
Демонтируемые металлические трубы, непригодные к дальнейшей эксплуатации, могут, отчасти, компенсировать стоимость работ.
Обычно это стальные конструкции с толщиной стенок до 10 мм, которые после разборки можно сдать в пункты приема металлолома. Но бывает так, что трубы после демонтажа имеют неплохое состояние — это деловой металл.
Такие трубы можно использовать в других целях, например, положить под дорогу, для слива или изготовления не ответственной емкости.
Хорошая дымовая труба бу после демонтажа
Разрушение кирпичного дымохода, особенно методом валки, сопровождается присутствием на месте обвала, изобилия строительного материла — лома кирпича. Часть кирпича остается целой и пригодной для использования в обустройстве собственного участка.
Источник: http://xlom.ru/demontazh/demontazh-dymovoj-truby-vybor-sposoba-v-zavisimosti-ot-tipa-truby/
Как изготовить и установить дымовую трубу для котельной
Дымовая труба котельной — это конструкция, основной функцией которой является вывод продуктов сгорания топлива и создание естественной тяги. Для обеспечения экологической безопасности она должна быть спроектирована и установлена согласно требованиям нормативных документов.
Стальной дымоход для котельной
Принцип работы
Для того чтобы поддерживать постоянный огонь в топке котельной, к нему непрерывно должен поступать воздух. При этом происходит вывод продуктов сжигания топлива с дальнейшим их рассеиванием в атмосфере. Оба этих процесса обеспечиваются естественной тягой.
Дымовые трубы для котельных работают по принципу физического закона сообщающихся сосудов — масса воздуха низкой температуры больше, чем разогретого в форме столба такой же высоты. Таким образом происходит круговорот, при котором чистый воздух поступает в котел, выталкивая обработанный через дымоход.
В обеспечении тяги большую роль играют высота конструкции, температура внутри и снаружи, а также давление атмосферы.
Типы дымоходов для котельных
Существует несколько типов дымоходов для котельных:
- кирпичные,
- железобетонные,
- стальные.
Кирпичные дымоходы строятся в виде конуса для обеспечения устойчивости. Нижние части обкладываются огнеупорным кирпичом с зазором между стенками для компенсации расширения материала под воздействием высоких температур.
Железобетонные конструкции достаточно прочные, но менее стойкие к коррозии. При их строительстве выполняют внутреннюю укладку для защиты от действия агрессивных газов.
В отличие от первых двух типов, труба металлическая дымовая для котельной может быть нескольких типов:
- Классические колонные представляют собой бетонный фундамент с выходящей из него стальной трубой.
- Усиленные фермами предназначены для использования на крупных котельных. Ферма состоит из металлических стержней, расположенных вдоль и поперек. Они соединены с анкерной корзиной, удерживающей дымоход вертикально.
- Мачтовый тип представляет собой ствол дымохода, усиленный каркасом, прочно удерживающимся растяжками.
- Бескаркасные предназначены для обеспечения дымоотвода в частных домах. Конструкции отличаются простотой монтажа и небольшой высотой.
- Встроенные дымоходы оборудуют в стенах дома и усиливают кронштейнами.
В зависимости от сложности системы отопления все типы могут быть одноствольными или многоствольными.
Требования к дымоходам
Дымовая труба отводит и рассеивает вредные продукты горения топлива в атмосферу. Важно правильно ее спроектировать и построить. В противном случае внутренние стенки будут забиваться сажей, пеплом, копотью, блокируя отводящий канал и предотвращая вывод дымных масс, делая невозможной работу котельной.
Существуют технические нормативы, которые четко регламентируют параметры дымоотводов:
- Кирпичные конструкции должны быть выполнены в форме конуса высотой от 30 до 70 м, диаметром от 60 см. Минимальная толщина стенки — 180 мм. В нижней части обязательно должны быть оборудованы газоходы с ревизиями для осмотра.
- Трубы из металла, используемые для монтажа дымоходов, изготавливают из листовой стали 3-15 мм. Соединение отдельных элементов осуществляют методом сварки. Высота дымохода не должна превышать 40 м. Диаметр может быть от 40 см до 1 м.
- Для обеспечения устойчивости металлических конструкций на расстоянии 2/3 от высоты трубы устанавливают кронштейны или анкеры, к которым крепят растяжки.
- Высота дымохода (независимо от материала изготовления) должна быть на 5 м выше кровли зданий, расположенных в радиусе 25 м.
Размеры конструкции рассчитываются с учетом объема печи и климатических условий, чтобы при любой температуре воздуха обеспечивалась тяга.
Срок службы такого дымохода
Эксплуатационные сроки дымоходных конструкций напрямую зависят от материалов, из которых они изготовлены:
- Самыми долговечными являются кирпичные трубы. Их используют до 100 лет.
- При правильном монтаже и эксплуатации железобетонные дымоходы могут прослужить около 50 лет.
- Средний срок службы металлических труб составляет 10 лет. При наличии внутренней защиты и щадящих условий эксплуатации его можно продлить до 30 лет.
Изготовление и установка дымохода
Ввиду сложности конструкции дымоходных труб проектирование сооружения должны выполнять исключительно специалисты. При этом учитывается множество входных данных, связанных с местоположением объекта, климатическим поясом с присущими ему условиями, интенсивностью эксплуатации печи и топлива.
Для расчета высоты и других параметров, построения чертежа используется формула, данные для которой берутся из сопровождающей оборудование документации.
Монтаж дымовой трубы котельной из металла подразумевает учет еще одной величины — расхода топлива, в процессе сгорания которого выделяется много золы. Если эта цифра не превышает 5 т/сутки, высота конструкции должна быть менее 30 м, в противном случае эксплуатационный срок сильно сокращается.
Разработаны стандарты для котельных промышленного масштаба:
- Высота кирпичных дымоходов варьируется в пределах 30-70 м с диаметром отверстия в верхней части от 60 см до 8 м.
- Железобетонные конструкции можно строить высотой до 300 м с диаметром вверху до 10 м.
- Стальные дымоходы могут быть 30-40 м в высоту, с диаметром от 40 см до 1 м.
Диаметр трубы зависит от веса топлива, которое сжигается за заданный временный промежуток. Кроме того, учитывается скорость газов на выходе из дымохода. При естественной тяге эта цифра равна 15-20 м/с, при искусственной — 35-40 м/с.
Неправильное проектирование дымохода может привести к отсутствию тяги. Чрезмерно увеличенная высота станет причиной образования конденсата на внутренних стенках. В результате проходимость трубы снизится.
Обслуживание и чистка
В процессе эксплуатации котельных дымоходы изнашиваются, поэтому им постоянно требуется техническое обслуживание и ремонт. Этими работами занимаются рабочие со специальными навыками и знаниями.
Наиболее подверженная часть дымохода — оголовок, т.к. на него оказывается давление изнутри, воздействуют температура и окружающая среда. В случае разрушения можно провести точечный ремонт кирпичной кладки или бетонной конструкции. При сильном уроне придется отстроить их заново.
При появлении трещин на кирпичных и бетонных дымоходах трещины и щели заделывают специальными растворами, разрушенные кирпичи меняют на новые. В случае повреждения металлических секций дымохода проводят их замену.
Наиболее подвержено разрушению защитное внутреннее покрытие, называемое футеровкой. Оно требует к себе постоянного пристального внимания, периодических осмотров и диагностики. При выявлении нарушения целостности рабочие осуществляют затирку поврежденных участков. Если точечным ремонтом ситуацию спасти не удается, производится полная замена покрытия.
Еще одной обязанностью специалистов является ремонт стяжных колец во избежание их растрескивания. Если вернуть функциональность старого элемента не представляется возможным, устанавливают дополнительные кольца.
Обслуживание включает в себя покраску поверхности дымоходов. Такие работы подразумевают применение метода промышленного альпинизма, т.к. он наиболее эффективен в плане использования механизмов и дополнительного оборудования.
Т.к. через трубу дымохода проходят не только дым и газы, но и пепел с сажей, в процессе эксплуатации происходит наслоение этих элементов на стенках, в результате проходимость будет снижена или полностью исчезнет. Для предотвращения такой ситуации периодически проводится чистка внутренней трубы бригадой специалистов.
Чистка бывает механической и химической. В первом случае процедуру применяют, если труба не слишком высокая и оборудование способно справиться с засором. Однако наиболее востребовано очищение химическими средствами, т.к. это позволяет без труда достичь любого участка внутри конструкции и избежать механических повреждений поверхности трубы.
Самая сложная и затратная часть обслуживания — демонтаж дымовой трубы котельной вследствие окончания срока службы или невозможности восстановить повреждения посредством капитального ремонта.
Источник: https://trubyda.ru/dymovye/dlya-kotelnoj
Дымовые трубы для котельных – все особенности таких конструкций
Любая современная котельная установка обязана соответствовать экологическим стандартам, так как при сжигании того или иного типа топлива во внешнюю среду выбрасываются далеко не безобидные продукты его сгорания. Котельные в наши дни работают на твердом, жидком и газообразном топливе, что обуславливает широкий «набор» их вредных отходов, начиная от окислов азота и заканчивая углекислым газом.
Чтобы эффективно рассеять в окружающем воздухе эти и другие токсичные соединения, используются дымовые трубы, которые, кроме того, отвечают за создание качественной тяги, крайне важной для стабильного функционирования агрегатов в котельных.
В тех ситуациях, когда внутренняя поверхность труб не соответствует техническим требованиям, копоть, сажа, пепел, дым «задерживаются» на стенках дымохода, забивают его и не позволяют в дальнейшем осуществлять эффективный отвод газов из котельных. Избежать данной проблемы можно только при грамотном проектировании трубопроводов и применении дымовых труб с гладкой и очень ровной внутренней поверхностью, на которой отходы от сгорания топлива не могут «зацепиться».
Ключевыми элементами таких труб являются:
- цоколь;
- фундамент;
- ствол (он предохраняется изнутри футеровкой, выполняемой из специального огнеупорного материала, как правило – кирпича).
Высота дымовой конструкции в соответствии с российскими СНиП обязана быть на 5 и более метров выше высоты конька на кровле любого строения, находящегося в радиусе 25 метров от котельной. На практике длина дымовой трубы подбирается с учетом зольности используемого топлива, содержания в нем серы и объема расхода горючего за один час.
Дымовые котельные трубы имеют стандартизированные показатели сечения выходного отверстия и высоты:
- 0,6–8 м (сечение), 30–70 м (высота) для изделий из кирпича;
- 0,4–1 м и 30–40 м для труб из стальных листов от 3 до 15 мм толщиной.
На крупных промышленных объектах диаметр дымовых конструкций может достигать величины в 10 метров, а их высота зачастую приближается к показателю 300 метров.
Трубы, чья высота меньше 30 метров, допускается строить исключительно на тех котельных, где в течение одних суток сжигается до пяти тонн многозольного топлива.
Если на таких объектах применять топливо с большим содержанием серы, срок эксплуатации трубы будет крайне малым (около 5–7 лет).
Ко всем без исключения дымовым изделиям, предназначенным для создания тяги и отвода вредных веществ, предъявляются стандартные требования. Они должны иметь:
- хорошие теплоизоляционные характеристики, которые предупреждают риск формирования на внутренней поверхности конструкции конденсата, увеличивают срок эксплуатации трубы, не дают ей быстро остывать, а также гарантируют качественную тягу;
- сечение, полностью соответствующее максимальному расчетному количеству отводимых газов (проверка правильности подбора диаметра производится по качеству рассеивания вредных элементов в воздухе и на базе аэродинамического расчета тракта газовоздушного);
- надежное крепление (для разных вариантов труб, отводящих дым, следует использовать различные виды крепления);
- возможность доступа к конструкции с целью проведения ее технического обслуживания и периодических обследований состояния трубы (достигается это за счет обустройства площадок, специальных лестниц и смотровых люков);
- качественный и подходящий материал для изготовления конструкции, обеспечивающий противодействие коррозии и жаропрочность внутренней ее поверхности, и морозоустойчивость наружной поверхности.
Исходя из вышеозначенных требований, осуществляется подбор конкретного типа дымовых труб для котельных:
- промышленных фермовых: их крепят на надежной и максимально прочной ферме самонесущего вида, которая соединяется с помещаемой в фундамент анкерной корзиной;
- колонных: свободностоящие самостоятельные конструкции с обечайкой, выполняющей функцию несущего элемента (ее делают из сталей с высоким содержанием углерода);
- самонесущих бескаркасных: крепятся внутри помещения, а устанавливаются на крыше строения;
- фасадных и околофасадных: имеют виброизолирующие детали, через которые передают на фасад ветровые нагрузки, их устанавливают при помощи кронштейнов на стене, околофасадная конструкция для передачи весовой нагрузки располагает, кроме того, нижним фундаментом;
- мачтовых свободностоящих на растяжках: в подобных случаях газоходы прикрепляются к колонне прочными хомутами.
Стоит добавить, что для котельных строятся и многоствольные трубы, а не только конструкции с одним стволом.
Проектирование описываемых нами конструкций для котельных состоит из нескольких стадий:
- выбор типа сооружения;
- проведение расчетов газового тракта и аэродинамики трубы;
- подбор такой высоты трубы, которая бы идеально отвечала всем требованиям СНиП;
- расчет диаметра конструкции;
- расчет (и последующее сравнение с рекомендованными показателями) скорости газов в трубе;
- установление показателей самотяги дымового изделия;
- выполнение вычислений на устойчивость и прочность сооружения;
- подготовка технического задания на обустройство фундамента;
- определение вида и способа крепления конструкции;
- теплотехнические расчеты.
На последних этапах создаются чертежи трубы, а также выполняется точная смета средств, которые потребуется затратить на ее сооружение.
При проектировании, производстве и непосредственно возведении дымовых труб конструкторы и строители ориентируются на ряд нормативно-технических документов. К таковым относят следующие:
- СНиП №II–23–81 – Правила для расчета прочности сооружения;
- ОНД №86 – расчет высоты трубы;
- СП №53–101–98 – возведение стального аналога (Правила производства изделий из металла и контроль над их качеством);
- СНиП №2.02.01–83 и №2.03.01–84 – расчет фундамента;
- Государственный стандарт 1999 года 23118 («Строительные стальные конструкции»);
- СНиП №2.03.01–84 – изготовление бетонных и железобетонных труб;
- СНиП №11–01–03 – производство электрического аналога
- СНиП №II–35–76 – Правила, которых необходимо придерживаться при строительстве трубы для котла, работающего на газовом топливе;
- СНиП №2.01.07–85 – расчет ветровых нагрузок.
Трубы для установки в котельных сейчас изготавливают из горячекатаных листов (диаметры получающихся изделий колеблются в пределах 57—219 мм) и холоднокатаных листов (диаметр готовой продукции в этом случае равняется 10—76 мм).
При этом допускается и производство дымовых труб с иными сечениями, если их заказчик выдвигает такие требования. Изготавливаются они чаще всего из сталей 20-й и 10-й марок, нередко применяется и нержавеющая сталь.
Готовая продукция обязательно подвергается проверкам на ударную вязкость и неразрушающему контролю.
Источник: http://tutmet.ru/dymovye-truby-kotelnyh.html
Способы сноса демонтажа дымовых труб
Достаточно часто на промышленных предприятиях делают техническое перевооружение, в результате которого приходится решать вопрос с дымовыми трубами, который заключается в принятии единственно верного решения – снос или дальнейшая эксплуатация. В некоторых ситуациях проще и дешевле снести дымовую трубу, чем продолжать её обслуживание.
Если даже конструкция не эксплуатируется, то она все равно должна быть технически исправна или удалена, что регламентируется «Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб» и федеральным Законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Поэтому для не эксплуатируемой дымовой трубы — демонтаж единственное верное решение.
Снос дымоходных труб промышленного назначения всегда представляет большую проблему:
- большая плотность застройки промышленных районов;
- наличие разветвленной сети коммуникаций, как воздушных, так и подземных;
- производство невозможно приостановить;
- аварийное состояние трубы, снос которой необходимо сделать;
- короткие сроки для сноса и прочие факторы.
↑
Демонтаж дымовых труб производится разными способами в зависимости от материала, из которого выполнена труба, её функциональности, свободного места вокруг, куда планируется обрушать конструкцию и других условий.
Снос дымоходных труб может производиться методами:
- Промышленного альпинизма;
- Направленного взрыва;
- Валки с использованием специальной техники;
- С использованием роботов – манипуляторов.
↑
Использование метода промышленного альпинизма заключается в том, что постройка разбирается вручную, при условии, что она кирпичная или железобетонная. Демонтаж дымовой трубы начинается сверху, постепенно двигаясь вниз. Этот метод исключает бумажную волокиту с получением разрешения на взрыв. Стоимость его намного ниже, чем при использовании специальной техники.
Исключается риск повреждения рядом расположенных зданий и сооружений осколками кирпича или железобетона, как если бы это случилось при взрыве.
При использовании метода промышленного альпинизма исключается запыленность площадки, отсутствует шум, обязательный при использовании строительной техники или взрыва. Есть возможность работы в ограниченном пространстве.
Разборка кирпичной конструкции может производиться двумя способами – разборкой наружу и разборкой внутрь.
При первом способе рабочие подмости для промышленных альпинистов устраиваются внутри трубы. Сама труба, при помощи специальных ручных инструментов, разбирается порядово или блоками, которые сбрасываются вниз.
В этом случае вокруг трубы должна быть обеспечена безопасная зона, равная 0,3-0,5 высоты дымоходной трубы.
Преимуществ в таком методе мало и заключаются они в том, что требуется небольшая площадка для работы и в самом методе, не требующем сложной техники и приспособлений.
Сроки демонтажа конструкции высотой до 35-40 м могут составлять от 10 до 20 рабочих дней. Стоимость таких работ крайне высокая.
Демонтаж дымовых кирпичных труб способом разборки внутрь более длительный, соответственно, и цена его будет выше.
Отличие этого метода в том, что разбираемые фрагменты сбрасываются внутрь. Наружу, вокруг демонтируемой трубы, осколки кирпичей или бетона падать не должны.
Для этого способа необходимо устраивать вокруг рабочей площадки передвижную станцию, а снизу делать защитные экраны из сетки, предохраняющие людей и машины от случайного падения осколков.
Основным препятствием для ускоренного демонтажа дымоходной трубы с помощью промышленных альпинистов может стать аварийное состояние трубы, что влечет за собой потерю времени.
↑
Демонтаж металлической дымовой трубы может быть осуществлен при помощи специальной строительной техники.
Железные трубы состоят из нескольких сегментов, которые сварены между собой или скреплены болтовыми соединениями.
Метод заключается в последовательном отсоединении звеньев и валки их с помощью строительного крана или подъемника. При сварочном соединении используются газосварочное оборудование.
Если позволяет площадь, металлическая конструкция может быть свалена целиком. Для этого трубу режут у основания, одновременно выставляя временные крепления.
После этого с помощью оттяжек и строительной техники производят укладку на землю.
↑
Демонтаж дымовых труб котельной может быть произведен с помощью направленного взрыва. Однако предварительно для проведения такой операции следует получить разрешение в соответствующих органах. Кроме разрешения, необходимо произвести точный расчет траектории падения трубы, подготовить площадку необходимых размеров, соответствующих высоте дымоходной трубы.
Согласно нормам и правилам радиус падающей трубы должен в 1,5 превышать высоту демонтируемой конструкции.
Перед тем, как произвести подрыв дымоходной трубы необходимо принять все меры к эвакуации персонала предприятия и приостановить технологический процесс. Несмотря на быстроту всего процесса, подготовка к нему занимает достаточно много времени и стоит это удовольствие дороже, чем все остальные методы демонтажа дымовой трубы.
↑
Демонтаж железобетонной дымовой трубы, так же как и кирпичной, может производиться с использованием роботов – манипуляторов, которые разбирают трубу сверху, постепенно доходя до самого низа.
При этом требуется установка мачтового вертикального подъемника, при помощи которого устанавливаются скользящие леса. На лесах находятся люди и само оборудование в виде роботов – манипуляторов. Управление роботами производится при помощи дистанционного управления.
Демонтаж железобетонных дымовых труб является самым трудоемким в силу того, что при монтаже использовался материал высокой прочности, превосходящий марки обычного бетона в несколько раз.
Самым недорогим методом демонтажа промышленных дымовых труб является валка, особенно, если она выполнена из кирпича.
↑
Перед началом производства работ по демонтажу необходимо произвести внимательный осмотр и анализ состояния строения, в который входит определение процента износа как самой трубы, так и фундамента. Кроме этого необходимо сделать оценку надежности расположенных рядом строений.
Снос дымовой трубы может вызвать сейсмические нагрузки, особенно, если выбирается метод направленного взрыва или валка крупными фрагментами либо всей конструкции. Сейсмические нагрузки могут вызвать трещины в близлежащих постройках, выпадение стекол.
При сносе железобетонных конструкций или конструкций, находящихся в аварийном состоянии, возможны рикошеты осколков, поэтому следует предпринять меры для защиты близлежащих строений.
Перед демонтажом трубы производят осмотр местности на наличие коммуникаций, проверяют их состояние на прочность и надежность.
Главное условие при проведении работ по сносу дымовых труб – обеспечить безопасность людей и окружающих построек. Поэтому демонтаж дымовых труб необходимо поручать только профессионалам со всеми необходимыми документами и разрешениями.
Источник: http://VseTrybu.ru/demontazh-dymovyx-trub.html
Демонтаж кирпичных труб, реконструкция котельных, изготовка дымовых труб. | ТермоКоннект
Главная » КАМИНЫ, ПЕЧИ » Демонтаж кирпичных труб, реконструкция котельных, изготовка дымовых труб.
Мы производим демонтаж кирпичных, железных, железобетонных дымовых труб во всех регионах Рф. Имеем собственный парк мобильной малогабаритной погрузочной техники.
Демонтаж всех труб производим в всех критериях в сжатые сроки в хоть какое время года.
Пример демонтажа железной дымовой трубы
Пример демонтажа кирпичной дымовой трубы:
Демонтаж кирпичной дымовой трубы с следующей подготовкой площадки под установка новейшей железной дымовой трубы и ее монтажом. г. Воскресенск, ОАО «Воскресенские минеральные удобрения», сентябрь 2012 г.
Вероятен демонтаж всего ствола как целого, направленное падение всего ствола. Почти всегда приходится прибегать к порядовой разборке дымовой трубы с применением техники промышленного альпинизма, потому что работы выполняются в районах с плотной застройкой.
Демонтаж (разборка) ствола кирпичной дымовой трубы способом «сидя на оголовке» делается в последующем порядке:
-один из рабочих подымается до оголовка ствола дымовой трубы и застрахововшись за обводной страховочный канат пробивает штрабу на глубину 6 рядов кладки и садится в нее;
-разбирая дальше кладку трубы, он сдвигается в сторону, освобождая место для другого рабочего;
-второй рабочий подымается наверх трубы, садится в штрабу и начинает создавать разборку кладки ствола в направлении обратном первому рабочему;
-разобрав кладку ствола дымовой трубы по всему периметру, рабочие опускают ниже обводной страховочный канат и создают разборку в той же последовательности.
Демонтаж (разборка) кладки делается с помощью кувалды, ломиков,электронных отбойных молотков..
Кирпичный бой сбрасывается на землю, снаружи ствола дымовой трубы. Во избежании повреждения строений, примыкающих к дымовой трубе, вероятен вариант сброса разбираемой кирпичной кладки во вовнутрь ствола дымовой трубы.
По мере демонтажа ствола дымовой трубы снимаются ходовые скобы, молниеприемники и стяжные кольца.
Работы выполняются при серьезном соблюдении всех норм техники безопасности.
Демонтаж кладки ствола дымовой трубы с рабочего настила
Работы по демонтажу кладки ствола кирпичной дымовой трубы производятся работниками с рабочего настила.
Разборка (демонтаж) кладки делается порядно, с помощью электронных отбойных молотков, кувалды, ломиков.
Кирпичный бой сбрасывается на землю, снаружи ствола дымовой трубы. При отсутствии площадки для сброса кирпича снаружи трубы, кирпичный бой опускается в контейнере для материалов грузоподъемностью 0,3 тонны с помощью поворотной консоли и электролебедки.
Вероятен вариант сброса разбираемой кирпичной кладки во вовнутрь ствола дымовой трубы.
Во время выполнения работ по демонтажу ствола дымовой трубы рабочие страхуются за обводной страховочный канат, натянутый ниже разбираемой кирпичной кладки трубы. По мере разборки трубы обводной канат опускается ниже.
По мере демонтажа ствола дымовой трубы снимаются ходовые скобы, молниеприемники и стяжные кольца.
Демонтаж / установка звеньев металлического колпака
Работы по демонтажу / монтажу звеньев металлического колпака выполняются после отключения дымовой трубы.
Работы производятся работниками с рабочего настила. До демонтажа выполняются работы по чистке оголовка от зольных отложений при помощи скребков и щеток.
Демонтируемые по периметру обреза дымовой трубы звенья металлического колпака стропятся вручную, при помощи капронового каната, опускаются на верхнюю светофорную площадку (при ее наличии) либо рабочий настил.
Потом звенья колпака загружаются в контейнер для материалов и с помощью поворотной консоли и электролебедки опускаются на землю.
Складирование звеньев металлического колпака на светофорной площадке либо рабочем настиле категорически запрещено.
До установки звеньев металлического колпака измеряется поперечник оголовка дымовой трубы. По замеренным данным на земле вычерчивается фактический поперечник трубы и по нему делается контрольная сборка.
Монтируемые звенья металлического колкпака при помощи поворотной консоли в контейнере для материалов подымаются на рабочий настил либо светофорную площадку.
Сначало делается установка исходного звена, потом главных звеньев, а потом замыкающего звена против часовой стрелки.
Все звенья колпака инсталлируются по свежеуложенному раствору слоем 50 мм и вдавливаются в раствор так, чтоб под ребрами жесткости остался слой более 5-10 мм. После установки колпака делается подливка раствора в отверстия звеньев с внешней стороны дымовой трубы.
Во время выполнения работ работники страхуются за обводной страховочный канат, натянутый более 500 мм ниже обреза ствола дымовой трубы.
Пример демонтажа железной дымовой трубы
Также советуем прочитать:
Источник: https://www.termoconnect.ru/demontazh-kirpichnyx-trub-rekonstrukciya-kotelnyx-izgotovka-dymovyx-trub/
Снос труб котельных, демонтаж ЖБ и кирпичных труб, цена за 1 м3
У предприятий и организаций разных отраслей порой возникает необходимость выполнить демонтаж дымовых труб (а также снос различных промышленных объектов). Физически изношенные дымовые и промышленные трубы представляют собой серьезную угрозу безопасности для находящихся рядом людей, а также для расположенных рядом строений.
Цена на демонтаж и снос промышленных сооружений и зданий
Учитывая конструктивные особенности дымоходов, следует учесть, что при существенной степени износа это вполне может привести к обрушению. Ответственность за рухнувшие дымоходы будет полностью лежать на владельцев объекта.
Важно своевременно выполнить демонтаж такой трубы. Это позволит предотвратить серьезные неприятности. Всегда существует возможность продажи демонтируемой трубы, а точнее материалов, оставшихся после ее сноса.
Качественно и быстро выполнить демонтаж труб (дымовых в котельной, промышленных и т.д) в г. Москва предлагает «ПрогрессАвтоСтрой».
Требования к демонтажу дымовых труб
Трубы представляют собой довольно сложные объекты для сноса. Это связано с необходимостью выполнения при демонтаже значительного объема работ на большой высоте.
В процессе разборки дымовых труб от них могут отлетать крупные куски материала. Это создает угрозу травмирования людей, повреждения зданий и имущества внизу. В связи с этим разбирать дымовые трубы должны только специально подготовленные квалифицированные специалисты.
Демонтаж любой трубы требует проведения целого ряда подготовительных работ.
В том числе в их число входят:
- обследование объекта подлежащего сносу;
- оценка общего состояния подвергаемой демонтажу трубы;
- выбор метода, по которому будут выполняться демонтажные работы (см. раздел Методики сноса зданий и сооружений);
- подготовка проекта разборки трубы, получение необходимых разрешений, согласование сноса.
Только после этого можно приступать непосредственно к демонтажу.
Необходимо учитывать, что разборка труб, проведение демонтажных операций на определенном этапе может потребовать эвакуации людей и техники с близлежащей территории. Это позволит предотвратить травмы людей и материальный ущерб при разрушении демонтируемой трубы.
Срок проведения демонтажа может быть разным. В среднем демонтаж ЖБ трубы или кирпичных дымовых труб (см. также раздел Демонтаж железобетона и бетонных конструкций) может продолжаться от одного дня до месяца.
Демонтировать быстро может обещать каждая компания, но каждая дымовая труба требует индивидуальной оценки. В процессе проведения работ по разбору трубы, плановый срок может изменяться в зависимости от различных внешних факторов. Мы демонтируем, ставя во главу угла – безопасность при сносе и качество работ, связанных с разборкой.
Методы демонтажа дымохода и промышленной трубы
Демонтаж трубы котельной, а также дымовых и технологических труб промышленных предприятий, выполняется с использованием различных методов.
Выбор технологии зависит от целого ряда факторов. В том числе технология разборки зависит от материала демонтируемой трубы, ее конструктивных характеристик и фактического состояния. Перед демонтажем учитываются так же особенности окружающей территории.
Наиболее сложным является демонтаж кирпичных труб, подлежащих сносу. Это связано с их конструктивными особенностями.
Демонтаж трубы может быть выполнен с использованием следующих методов:
- демонтаж методом направленного взрыва, с последующей разборкой завала;
- снос трубы с отбойкой по кускам и сектора;
- разборка дымовых труб со свалкой отбиваемых частей внутрь и наружу;
- снос труб (промышленных и дымовых) с использованием специальных опор, позволяющих трубам не рухнуть на землю.
Наиболее опасны демонтажные работы, выполняемые методом направленного взрыва. Для проведения сноса необходимо тщательно обследовать дымовую трубу, чтобы правильно рассчитать количество закладываемого заряда, а также исключить неконтролируемое обрушение на окружающие здания и сооружения.
Обязательно должна быть обеспечена полная эвакуация людей с прилегающей территории, на которой расположена разбираемая труба. Взрывные работы дают возможность очень оперативно демонтировать трубу.
Однако главным минусом является то, что демонтаж сопряжен с высоким уровнем опасности и необходимостью соблюдения специальных регламентов использования взрывчатых веществ.
Демонтаж трубы с использованием данного метода является достаточно дорогостоящим.
Наиболее часто разборка дымовых труб выполняется путем демонтажа по частям. В этом случае также производятся тщательные замеры и исследование трубы.
После этого на трубе монтируются промежуточные площадки для выполнения поэтапного разбора конструкции. Площадка может устанавливаться снаружи или изнутри трубы.
При этом прилегающая территория должна быть огорожена, чтобы предупредить доступ людей в опасную зону.
Демонтаж трубы начинается сверху. После разбора верхних сегментов рабочие перемещаются ниже. Так происходит до тех пор, пока труба не будет полностью разобрана. Данная технология позволяет выполнить демонтаж трубы практически любой конструкции. Метод позволяет избавиться от старого изношенного дымохода или трубы с относительно небольшими затратами.
Цена на демонтаж трубы при помощи этого метода является сравнительно небольшой. Минусом данного метода является то, что демонтаж трубы занимает достаточно много времени.
Профессиональный демонтаж любой трубы от специалистов
Наша компания обеспечит демонтаж промышленной или дымовой трубы любой конструкции в любом из районов Москвы. Мы располагаем всей необходимой спецтехникой, оборудованием и квалифицированным персоналом для качественного и оперативного решения задач. Заказчикам предлагается выгодная стоимость демонтажа труб.
Источник: http://progressavtostroi.ru/demontazh-i-snos-zdaniy/demontazh-dymovyh-trub/