Магистральные трубопроводы. виды и особенности прокладки сетей различного назначения

Виды прокладки сетей

Тепловые сети. Виды прокладки сетей

В состав тепловых сетей входят:

· теплопроводы, состоящие из соединенных сваркой труб с тепловой изоляцией;

· компенсаторы, воспринимающие температурные удлинения;

· запорная (задвижки) и регулирующая арматура (регуляторы давления, расхода, температуры), предохранительное оборудование, устанавливаемое в специальных камерах;

· насосные станции;

· дренажные устройства;

· подвижные и неподвижные опоры;

· несущие и строительные конструкции.

Тепловые сети, как правило, имеют трехуровневую структуру:

· Магистральные сети;

· Распределительные сети;

· Внутриквартальные сети.

Магистральные тепловые сети представляют собой участки, несущие основную тепловую нагрузку и соединяющие источники тепла с крупными тепловыми потребителями или тепловыми пунктами.

Распределительные сети транспортируют тепло от ТП или магистральных сетей к объектам теплопотребления или к внутриквартальным сетям. Они отличаются от магистральных сетей меньшим диаметром.

Внутриквартальные сети ответвляются от распределительных сетей или от промежуточных ТП и заканчиваются в местных ТП потребителей тепла.

Часто внутриквартальные сети входят в состав распределительных.

Виды прокладки сетей

Различают надземную и подземную прокладку теплопроводов.

Надземная прокладка применяется редко, в основном на отдельных участках теплопроводов: во дворах заводских территорий и электростанций; для прокладки теплопроводов от источников тепла, удаленных на большие расстояния от зоны городской застройки, если они дают значительную экономию средств и материалов, и если нет опасности замерзания теплоносителя; в местах с повышенными грунтовыми водами; на плывучих грунтах; в условиях вечной мерзлоты и т.д. Это объясняется тем, что надземная прокладка нарушает архитектурный ансамбль, стесняет проезды, имеет большие (при прочих равных условиях) тепловые потери, чем при подземной прокладке, не гарантируют от замерзания теплоносителя при неполадках, авариях, или нарушении теплоизоляции.

Подавляющее большинство отечественных теплопроводов прокладываются подземным способом. Теплопроводы прокладывают в каналах (непроходных, полупроходных и проходных – туннелях) и бесканально.

Обратите внимание

Недостатком подземных прокладок является опасность увлажнения и разрушения тепловой изоляции вследствие воздействия окружающего влажного грунта, опасность внешней коррозии труб из-за воздействия блуждающих электрических токов, влаги и агрессивных веществ, содержащихся в грунте. Подземные прокладки связаны с необходимостью вскрытия улиц, проездов и дворов при строительстве и капитальных ремонтах теплосетей.

Для сокращения потерь тепла применяют теплоизоляцию теплопроводов.

Для правильного выбора трассы тепловых сетей необходимо выполнение следующих условий:

· магистральные сети следует прокладывать вблизи центров тепловых нагрузок;

· трассы должны иметь кратчайшие расстояния;

· тепловые сети не следует прокладывать в мокрых грунтах и затопляемых районах городов и промышленных предприятий;

· трассы не должны мешать работе транспортной системы города

· трассировка сетей должна обеспечивать удобства при проведении ремонтных работ;

· выбранный вариант трассы тепловых сетей должен иметь наименьшую стоимость при строительстве и эксплуатации и обладать высокой надежностью;

· подземную прокладку не стоит намечать вблизи (или вдоль) электрифицированных железнодорожных и трамвайных путей во избежание электрокоррозии металлических трубопроводов;

· в вечномерзлых грунтах прокладка тепловых сетей должна быть только надземной.

С ростом города и промышленности растет и подземное хозяйство: водопровод, канализация, водостоки, газопроводы, пневматическая почта, электричество (кабельное), телефон, телеграф, трубопроводы специального назначения и т.д.

Для рациональной прокладки теплопроводов под городскими проездами и площадями необходимо обеспечить взаимную увязку прокладок различного назначения с учетом возможности дальнейшего его расширения.

При проектировании подземных теплопроводов необходимо стремиться к возможному уменьшению числа колодцев. Колодцы стоит ставить только в местах, требующих надзора и постоянного обслуживания, т.е. там, где расположены сальниковые компенсаторы, фланцы и арматура.

Дата добавления: 2017-11-21; просмотров: 705; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s104140t1.html

Способы прокладки линейной части магистральных трубопроводов

Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть – непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная вдоль трассы тем или иным способом.

В настоящее время существуют следующие конструктивные схемы прокладки магистральных трубопроводов: подземная, полуподземная, наземная и надземная. Выбор той или иной схемы прокладки определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико- экономического сравнения различных вариантов.

Подземная схема укладкиявляется наиболее распространенной (98% от общей протяженности) и предусматривает укладку трубопровода в грунт на глубину, превышающую диаметр труб (рис. 1,а – д).

При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных температурных условиях.

Важно

Однако на участках с вечномерзлыми, скальными и болотистыми грунтами данная схема укладки является неэкономичной из-за высокой стоимости земляных работ.

Кроме того, необходимость специальной балластировки (особенно газопроводов) на участках с высоким стоянием грунтовых вод и надежного антикоррозионного покрытия от почвенной коррозии значительно удорожает стоимость строительства.

а б в

г д е

а – с вертикальными боковыми откосами; б— наклонными боковыми откосами; в комбинированная траншея; г —укладка с балластировкой седловидными пригрузами; д —укладка с использованием винтовых анкеров против всплытия; е — укладка в обсыпке из специально обработанных грунтов

Полуподземная схема укладкиприменяется при пересечении трубопроводом забо-лоченных и солончаковых участков, при наличии подстилающих скальных пород. Трубопровод укладывается в грунт на глубину менее диаметра с последующим об-валованием выступающей части (рис. 1 е).

а- в обсыпке минеральным грунтом; б – в обсыпке гидрофобизированным грунтом

Наземная схема укладкив насыпи преимущественно используется в сильно обвод-ненных и заболоченных районах. При всех ее преимуществах недостатком является слабая устойчивость грунта насыпи и устройство большого числа водопропускных сооружений.

а- в обсыпке минеральным грунтом; б – в обсыпке гидрофобизированным грунтом

Надземная прокладкакак линейной части магистральных трубопроводов (рис.3 а), так и отдельных его участков (рис. 3 б) рекомендуется в пустынных районах, районах горных выработок и оползней, на участках вечномерзлых грунтов и болот III типа, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия.

Рис. 3 б. Надземная прокладка отдельных участков магистральных трубопроводов: IБалочные системы: – а – однопролетный трубопровод;

б – многопролетный трубопровод в обычных грунтах;

в – многопролетный трубопровод на земляных призмах; г – трубопровод с Пили Г– образными компенсаторами. IIАрочные системы; д – однотрубный переход круговой или параболической формы; е – треугольный; ж – трапецеидальный.

IIIВисячие системы, з – вантовый переход; и – гибкий переход; к – самонесущий переход.

Список используемой литературы

1. Трубопроводный транспорт нефти и газа / P.A. Алиев, В.Д. Белоусов, А.Г. Немудров и др. 2-е изд. М.: Недра, 1988. 2. Организация строительства магистральных трубопроводов / Ю.П. Баталин, В.Л. Березин, Л.Г. Телегин и др.

М.: Недра, 1980. 3. Березин В.Л., Громов Н.И. Поточное строительство магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1988.

4. Трубопроводный транспорт газа / С.А. Бобровский, С.Т. Щербаков, Е.И. Яковлев и др. М.: Наука, 1976..

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36880t2.html

Магистральные нефтепроводы

Классификация и состав Стоимость строительства и эксплуатации

Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатываювцие заводы и экспорт.

Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с водным и железнодорожным транспортом: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставхциков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.

Рассматривая систему трубопроводного транспорта нефти (нефтеснабжения), следует отметить, что ей присущи основные особенности, характерные для больших систем энергетики.

К ним относятся взаимосвязь с другими отраслями промышленности, территориальная распределенность, сложность, непрерывность развития и обновления, инерционность и непрерывность функционирования, многоцелевой характер и неравномерность процессов приема и сдачи нефти.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов (при перекачке нефтепродукта иногда употребляют термин нефтепродуктопровод). В зависимости от вида перекачиваемого нефтепродукта трубопровод называют также бензине-, керосин-, мазутопроводом и т.д.

По своему назначению нефте- и нефтепродуктопроводы можно разделить на следующие группы:

  • промысловые — соединяющие скважины с различными объектами и установками подготовки нефти на промыслах;
  • магистральные (МН) — предназначенные для транспортировки товарной нефти и нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и бензина) из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа;
  • технологические — предназначенные для транспортировки в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, полуфабрикатов, реагентов, а также промежуточных или конечных продуктов, полученных или используемых в технологическом процессе и др.), необходимых для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

Согласно СНиП 2.05.06 — 85 магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра труб (в мм):

  1. — 1000—1200 включительно;
  2. — 500—1000 включительно;
  3. — 300 — 500 включительно;
  4. — 300 и менее.

Источник: http://proofoil.ru/Oilpipeline/Oilpipeline.html

Наружные трубопроводы: виды, назначение, требования к прокладке

13 мая 2016 г.

В современных системах водоснабжения и ка­нализации выполняются большие объемы работ по прокладке наружных трубопроводов из труб различных видов. 

Трубопроводы подразделяют на напорные, по которым жид­кость подается под давлением (например, водопроводы), и без­напорные, в которых жидкость движется самотеком при соответ­ствующем уклоне трубопровода. В зависимости от транспорти­руемой среды и назначения трубопроводы подразделяются на водопроводы и канализационные трубопроводы. 

В зависимости от назначения и характера транспортируе­мой среды трубопроводы прокладываются в земле на опреде­ленной глубине и с уклоном. 

Совет

Глубину заложения трубопровода назначают исходя из сле­дующих основных условий: исключить возможность замерза­ния или перегрева транспортируемого по трубопроводам про­дукта и обеспечить сохранность трубопровода при воздействии внешних динамических (от транспорта) и статических (давле­ние грунта) нагрузок. 

Уклоны трубопроводов задаются исходя из следующих усло­вий: для самотечных (безнапорных) трубопроводов – обеспе­чить необходимые скорости потоков жидкостей, а для напор­ных трубопроводов – иметь возможность опорожнить тот или иной участок трубопровода или выпустить накопившийся в нем воздух в случае необходимости (например, при ремонте). 

Размещение трубопроводов в плане должно быть оптималь­ным с точки зрения экономии труб. По возможности их про­кладывают по кратчайшему пути, обеспечивая минимальное число искусственных сооружений (переходов, дюкеров), что облегчает эксплуатацию и ремонт трубопроводов. При подзем­ной прокладке трубопроводов необходимо соблюдать мини­мальные расстояния между ними (при параллельной укладке). 

Читайте также:  Труба защитная гибкая гофрированная из полимера и нержавейки

Размещение трубопроводов в профиле, т.е. по высоте или глу­бине, зависит от способа их прокладки:

  • открытым способом прокладывают трубы по существующим или специально возводимым конструкциям (стенам, опорам, эстакадам), а также в проходных и полупроходных каналах. Доступ для осмотра таких труб возможен и в процессе проклад­ки, и при их эксплуатации;
  • скрытая прокладка труб производится в траншеях и непроход­ных каналах. Доступ к таким трубам возможен только в период строительства;
  • закрытым (бестраншейным) способом трубы укладывают без разработки грунта – прокалыванием, продавливанием, гори­зонтальным бурением, щитовой или штольневой проходкой.

Минимальная глубина и уклон прокладки трубопроводов указываются в проектах. При пересечениях трубопроводов разного назначения необходимо соблюдать по вертикали оп­ределенные расстояния между ними.

Так, между напорными водопроводами это расстояние должно быть не менее 0,15-0,2 м, а при пересечении водопроводных и канализаци­онных сетей – не менее 0,4 м.

Если канализационная сеть прокладывается выше водопровода, то в месте пересечения выполняют специальные защитные устройства (кожуха). 

Глубина заложения водопроводных труб, считая до их ниж­ней точки, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры.

Материал труб и элементов стыковых соединений трубопроводов, проклады­ваемых в зоне отрицательных температур, должен удовлетво­рять требованиям морозоустойчивости.

Определяя глубину за­ложения водоводов и водопроводных сетей при подземной прокладке, учитывают внешние нагрузки от транспорта и ус­ловия пересечения с другими подземными сооружениями и коммуникациями.

Для предупреждения нагревания воды в летнее время глубину заложения трубопроводов хозяйствен­но-питьевых водопроводов надлежит, как правило, принимать не менее 0,5 м, считая до верха труб. Глубину заложения труб производственных водопроводов следует проверять на условия предупреждения нагревания воды лишь в том случае, если на­гревание недопустимо по технологическим соображениям.

Обратите внимание

Прокладка инженерных коммуникаций в районах Севера с вечномерзлыми грунтами осуществляют двумя способами, ис­ключающими тепловое воздействие трубопроводов на грунт: надземным – бесканальным и в каналах на низких опорах, подземным – бесканальным (для одиночных низкотемпера­турных трубопроводов диаметром не более 300 мм) и каналь­ным, используемым при совмещении сетей водоснабжения (холодного и горячего) и канализации. 

Во всех случаях подземные трубопроводы следует конст­руировать так, чтобы их осадки при оттаивании грунтов осно­ваний не превышали допустимых, для чего под трубами и кана­лами в зоне возможного оттаивания производят частичную за­мену вечномерзлого фунта песчаным. 

Глубину заложения канализационных труб принимают на ос­новании опыта эксплуатации трубопроводов в данном районе.

При отсутствии данных по эксплуатации минимальную глуби­ну заложения лотка трубы допускается принимать: для труб диаметром до 500 мм на 0,3 м меньше максимальной глубины проникания в грунт нулевой температуры (глубины промерза­ния фунта) для данного района; для труб большего диаметра – на 0,5 м меньше этой глубины.

Во всех случаях расстояние от поверхности земли до верха трубы должно быть не менее 0,7 м. Трубопроводы, укладываемые на глубину 0,7 м и менее, считая от верха трубы, следует предохранять от промерзания и повре­ждения наземным транспортом. 

Максимальная глубина заложения труб и коллекторов, про­кладываемых открытым способом, зависит от прочности труб, грунтовых условий и метода производства работ. Прак­тически она не должна превышать 4-6 м для керамических или асбестоцементных труб и 6-8 м для бетонных и железобе­тонных. 

Основные требования, предъявляемые к трубопроводам, – это эксплуатационная надежность, водонепроницаемость, долговечность и высокая пропускная способность. Положение трубопроводов должно исключать замерзание или перегрев транспортируемой жидкости. Для безнапорных трубопрово­дов важным требованием является обеспечение необходимого уклона, без чего невозможно самотечное движение сточной жидкости. Требование долговечности трубопроводов связано с требованием коррозионной стойкости труб.

Источник: http://ros-pipe.ru/tekh_info/tekhnicheskie-stati/montazh-i-remont-vodosnabzheniya-zhilykh-domov/naruzhnye-truboprovody-vidy-naznachenie-trebovaniy/

Магистральные трубопроводы

К магистральным трубопроводам относятся трубопроводы и ответвления (отводы) от них диаметром до 1420мм включительно с избыточным давлением транспортируемого продукта не выше 10 МПа, предназначенные для транспортировки:

  • природного газа или нефтяного углеводородного газа из районов их добычи до мест потребления;
  • искусственного углеводородного газа от мест производства до мест потребления;
  • сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана и их смесей) из мест производства до мест потребления;
  • нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих насосных станций) до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, нефтеперерабатывающих заводов или нефтехимических комплексов, пунктов налива, отдельных промышленных предприятий и портов);
  • нефтепродуктов от мест их производства (нефтеперерабатывающих заводов ил нефтехимических комплексов) до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, отдельных промышленных предприятий и портов);
  • товарной продукции в пределах головных и промежуточных газокомпрессорных, нефте- и нефтепродуктоперекачивающих насосных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций, замерных пунктов.

Нефть из скважин по индивидуальным нефтепроводам поступает на нефтесборные пункты, а оттуда по нефтесборным трубопроводам на головные сооружения – установку комплексной подготовки нефти, на которых она отстаивается, обезвоживается, очищается от различных примесей, отделяется от нефтяного газа и т.д. Отсюда нефть подается на головную насосную станцию, а затем в магистральный нефтепровод. Промежуточными насосными станциями нефть перекачивается до конечной насосной станции, а затем потребителю.

Состав магистрального нефтепровода аналогичен составу нефтепровода, отличие заключается в том, что нефтепродуктопровод имеет большее число отводов к нефтебазам.
Магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы в зависимости от условного диаметра подразделяются на четыре класса:

  • I – от 1000 до 1400мм
  • II – от 500 до 1000мм
  • III – от 300 до 500мм
  • IV – менее 300мм

Конструктивные решения магистральных трубопроводов

Магистральные трубопроводы, как правило, прокладывают подземно. В исключительных случаях трубопроводы могут быть проложены по поверхности земли в насыпи (наземно) или на опорах (надземно). Такие прокладки допускаются в пустынях, горах болотах, на вечномерзлых и неустойчивых грунтах, на переходах через естественные и искусственные препятствия.

Прокладка трубопровода осуществляется одиночно или в составе параллельных трубопроводов в общем техническом коридоре. Число ниток в техническом коридоре регламентируется предельным количеством суммарного объема транспортируемого продукта.

Глубина заложения трубопровода (от верха трубы) зависит от диаметра, характеристик грунтов местности и должна быть не менее (в м):

при условном диаметре менее 1000мм 0,8
при условном диаметре 1000мм и более 1
на болотах и торфяных грунтах подлежащих осушению 1,1
в песчаных барханах (считая от межбарханных впадин) 1
в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин 0,6
на пахотных и орошаемых землях 1
при пересечении искусственных каналов (от дна каналов) 1,1

Расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности.

Расстояния между параллельными нитками (при одновременном строительстве и строительстве параллельно действующему трубопроводу) следует принимать из условий технологии поточного строительства, гидрогеологических особенностей района, обеспечения безопасности при производстве работ и надежности трубопроводов в процессе эксплуатации.

Ширина траншеи по низу принимается не менее (мм):

  • для трубопроводов диаметром до 700 – D
  • для трубопроводов диаметром 700 и более ~1,5D
  • при диаметрах 1200 и 1400 мм и при траншеях с откосом свыше 1:0,5, ширину траншеи допускается уменьшить до D+500 мм.

Трубы для магистральных нефтепроводов

Трубы магистральных нефтепроводов изготавливают из стали, т.к это экономичный, прочный, хорошо сваривающийся и надёжный материал.
По способу изготовления трубы для магистральных нефтепроводов подразделяются на бесшовные, сварные с продольным швом и сварные со спиральным швом. Бесшовные трубы для трубопроводов диаметром до 529 мм, а сварные – при диаметрах 219 мм и выше.

Наружный диаметр и толщина стенки труб стандартизированы. В связи с большим разнообразием климатических условий при строительстве и эксплуатации трубопроводов трубы подразделяют на две группы: в обычном и северном исполнении.

Важно

Трубы в обычном исполнении применяют для трубопроводов, прокладываемых в средней полосе и в южных районах страны (температура эксплуатации 0С и выше, температура строительства –40С и выше). Трубы в северном исполнении применяются при строительстве трубопроводов в северных районах страны (температура эксплуатации –20С…..-40С, температура строительства –60С).

В соответствии с принятым исполнением труб выбирается марка стали.
Трубы для магистральных нефтепроводов изготавливают из углеродистых и низколегированных сталей.

Средства защиты трубоводов от коррозии

Трубопровод, уложенный в грунт, подвергается почвенной коррозии, а проходящий над землей – атмосферной. Оба вида коррозии протекают по электрохимическому механизму, т.е с образованием на поверхности трубы анодных и катодных зон.

Между ними протекает электрический ток, в результате чего в анодных зонах металл труб разрушается.
Для защиты трубопроводов от коррозии применяются пассивные и активные средства и методы.

В качестве пассивного средства используются изоляционные покрытия, а к активным методам относится электрохимическая защита.

Изоляционные покрытия

Изоляционные покрытия, применяемые на подземных магистральных трубопроводах, должны удовлетворять следующим основным требованиям

  • Обладать высокими диэлектрическими свойствами
  • Быть сплошными
  • Быть водонепроницаемыми, механически прочными, эластичными и термостойкими
  • Конструкция покрытий должна допускать возможность механизации их нанесения на трубы, а используемые материалы должны быть недорогими, недефицитными и долговечными

В зависимости от используемых материалов различают покрытия на основе битумных мастик, полимерных липких лент, эпоксидных полимеров, каменноугольных пеков и др. Наибольшее распространение в отрасли трубопроводного транспорта нефти получили покрытия на основе битумных мастик.

Они представляют собой многослойную конструкцию, включающую грунтовку, мастику, армирующую и защитную обёртки. Грунтовка представляет собой раствор битума в бензине. После ее нанесения бензин испаряется и на трубе остается тонкая пленка битума, заполнившего все микронеровности поверхности металла.

Грунтовка служит для обеспечения более полного контакта, а, следовательно, лучшей прилипаемости основного изоляционного слоя – битумной мастики – к трубе. Битумная мастика представляет собой смесь тугоплавкого битума, наполнителей и пластификаторов. Каждый из компонентов мастики выполняет свою роль.

Битум обеспечивает необходимое электросопротивление покрытия, наполнители – механическую прочность масти, пластификаторы – ее эластичность. Битумную мастику наносят на трубу при температуре 150-180 С.

Читайте также:  Панельные радиаторы: особенности выбора и эксплуатации

Расплавляя тонкую плёнку битума, оставшуюся на трубе после испарения грунтовки, мастика проникает во все микронеровности поверхности металла, обеспечивая хорошую прилипаемость покрытия.

Битумная мастика может наноситься в один или два слоя. В последнем случае между слоями мастики для увеличения механической прочности покрытия наносят слой армирующей обертки из стеклохолста. Для защиты слоя битумной пластикой от механических повреждений она покрывается сверху защитной оберткой.

Изоляционные покрытия на основе битумных мастик применяются при температуре транспортируемого продукта не более 40 С. При более высоких температурах применяются полимерные изоляционные покрытия. Порошковые полиэтиленовые покрытия выдерживают температуру до 70 С, а эпоксидные – 80С, полиэтиленовые липкие ленты – 70С.

Совет

Покрытия на основе эпоксидной порошковой краски и напыленного полиэтилена изготавливаются, в основном, в заводских условиях. В настоящее время мощности по выпуску изолированных труб ограничены.

Поэтому наиболее широко применяются покрытия на основе полимерных липких лент. Сначала на трубу наносится полимерная или битумно – полимерная грунтовка, затем полиэтиленовая или поливинилхлоридная изоляционная липкая лента и защитная обертка.

Толщина изоляционного покрытия нормального типа 1.35-1.5 мм, а усиленного 1.7мм.

Полимерные покрытия обладают высоким электросопротивлением, очень технологичным, однако они легко уязвимы – острые выступы на поверхности металла или камушки легко прокалывают такую изоляцию, нарушая её сполшность.

С этой точки зрения они уступают покрытиям на основе битумных мастик, проколоть которые достаточно сложно.

Но и битумные покрытия имеют недостатки: с течением времени они теряют эластичность, становятся хрупкими и отслаиваются от трубопровода.

Электрохимическая защита трубопроводов

Практика показывает, что даже тщательно выполненное изоляционное покрытие в процессе эксплуатации стареет: теряет свои диэлектрические свойства, водоустойчивость, адгезию. Встречаются повреждения изоляции при засыпке трубопроводов в траншее, при их температурных перемещениях, при воздействии корней растений.

Кроме того, в покрытиях остается некоторое количество незамеченных при проверке дефектов. Следовательно, изоляционные покрытия не гарантируют необходимой защиты подземных трубопроводов от коррозии.

Исходя из этого, в строительных нормах и правилах отмечается, что защита трубопроводов от подземной коррозии независимо от коррозионной активности грунта и района их прокладки должна осуществляться комплексно: защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты (ЭХЗ).

Электрохимическая защита осуществляется катодной поляризацией трубопроводов.

Если катодная поляризация производится с помощью внешнего источника постоянного тока, то такая защита называется катодной, если же поляризация осуществляется присоединением защищаемого трубопровода к металлу, имеющему более отрицательный потенциал, то такая защита называется протекторной.

Источник: http://www.BaltStroyMetall.ru/faq/283-magistral

Магистральный трубопровод – это что такое? :

Каналы доставки воды относятся к наиболее распространенным объектам инженерных коммуникаций. Трубопроводы не только обеспечивают бытовые нужды потребителей в холодной и горячей воде, но и выступают источниками жидкости в производственной инфраструктуре.

Более того, существуют не менее значимые коммуникации, по которым транспортируются нефте- и газопродукты от места добычи к перерабатывающим предприятиям. И в каждом случае основу таких каналов составляет магистральный трубопровод.

Это линии передачи целевого жидкостного или газообразного ресурса, связывающие источник выработки или содержания с потребителем.

Состав трубопровода

Основу инфраструктуры формируют непосредственно металлические трубы, но без сантехнической запорной арматуры невозможна их эксплуатация.

Практически все линии транспортировки воды, газа и нефти имеют в разных конфигурациях лупинги и ответвления, устройство которых предусматривает включение фитингов, регуляторов и кранов.

Обратите внимание

В точках подключения к перекачивающим станциям обычно устанавливаются контрольно-измерительные приборы наподобие датчиков расхода и манометров. Соответственно, с их помощью отслеживаются показатели давления в контуре и объем перекачанного ресурса.

Средства очистки также относятся к распространенным дополнениям магистральных трубопроводов. Работа каналов, снабжающих потребителей питьевой водой, к примеру, сопровождается тонкой очисткой. Для этого используются фильтры с эффектами ионизации и аэрации. В промышленных газо- и нефтеперерабатывающих сетях также задействуются сборники конденсата и агрегаты для ввода метанола.

Основные характеристики труб

Современные пластиковые конструкции трубопроводов не задействуются в магистральных линиях по причине их низкого рабочего ресурса. Как правило, используют нержавеющие стальные отрезки, соединяемые электросваркой или спиральным швом. В СНиП раздела 2.05.

06-85 отмечается, что для каналов толщиной до 500 мм должны использоваться трубы, выполненные из углеродистой стали. По мере повышения диаметра до 1020 мм начинают применяться низколегированные спокойные сплавы.

Если же речь идет о толщине более 1400 мм, то монтаж производится из элементов, металл которых находится в термомеханическом упрочненном состоянии. Как указывает тот же СНиП, магистральные трубопроводы при соединении должны выдерживаться и по величине кривизны.

На каждом метровом отрезке нормативное отклонение не превышает 1,5 мм. Общая же величина кривизны должна находиться в пределах 0,2 % от всей длины канала.

Классификация магистральных сетей

Трубопроводы разделяют по типу обслуживаемого ресурса, способу прокладки и рабочим показателям. Что касается первой классификации, то уже отмечались возможности использования коммуникаций для транспортировки как жидкостных сред (нефть, вода, масло и т. д.), так и газовых смесей.

При этом для второй группы применяется разделение на классы по уровню давления: диапазоны 2,5-10 МПа и 1,2-2,5 МПа.

Важно

На нефтеперерабатывающих предприятиях используют классификацию по диаметру магистрального трубопровода – это спектр от 300 до 1200 мм, в котором можно выделить разделительные границы в точках на 500 и 1000 мм. В отношении способа прокладки коммуникаций обычно рассматриваются наземные и подземные методы.

Соответственно, в одном случае предполагается открытый монтаж с прямым доступом к обслуживанию канала, а во втором – герметизированная укладка труб с полной засыпкой и расчетом на длительную эксплуатацию.

Особенности морских трубопроводных каналов

Тоже один из способов прокладки магистральных сетей для транспортировки газовых и жидкостных ресурсов, но он применяется реже. Морская трубопроводная линия размещается под водой после всестороннего анализа условий местной акватории.

В частности, составлению проекта предшествует определение скорости донного течения, инженерно-геологических параметров, рельефа берега и температуры окружающей среды, в которой будет размещен магистральный трубопровод.

Правила определяют и особые требования к обеспечению защиты. Стенки труб снаружи должны иметь теплоизоляцию, бетонированное покрытие и катодную антикоррозийную защиту.

В качестве основного материала для подводных каналов используются конструкции из низколегированных и малоуглеродистых сталей. Как правило, электросварные прямошовные или горячекатаные бесшовные трубы.

Проектирование магистральных каналов

На этапе создания проекта разрабатывается комплекс технических документов, в котором описываются расчетные параметры, схемы, чертежи и общий план устройства трубопроводного транспорта. Также проводится исследование местности для прокладки канала. Оцениваются геодезические, геологические и экологические условия, а также экономические данные, обосновывающие проект.

Основу документации формируют сведения о характеристиках магистрального трубопровода – это может быть информация о пропускной способности, давлении, количестве переходных станций и ответвлений. Учитывают инженеры и эксплуатационную перспективу инфраструктуры.

От нее будет зависеть возможность будущей модернизации, переориентирования или расширения сети в соответствии с новыми условиями ее использования.

Прокладка магистральных труб

Строительство трубопровода осуществляется в соответствии с принятыми в проекте техническими решениями, учитывающими конкретные условия монтажа. Как правило, прокладка осуществляется с применением земельных насыпей или опор, выступающих в качестве несущей базы или фундамента.

Причем в одном технологическом коридоре сети могут одновременно прокладываться трубы разного назначения – так формируются комбинированные или смежные трассы. Минимальный уровень заглубления при строительстве магистральных трубопроводов составляет 80 см для диаметра менее 1000 мм и 100 см – для каналов толщиной более 1000 мм.

Глубина залегания увеличивается на нестабильных грунтах, если опорная база укладывается на орошаемых или пахотных землях.

Средства защиты трубопровода

Основные требования к изоляции обусловливаются необходимостью предотвращения процессов коррозийного поражения. Защитная оболочка должна обеспечивать диэлектрические свойства, а также быть сплошной, водонепроницаемой и прочной.

Этим требованиям могут соответствовать специальные лакокрасочные составы, поливинилхлоридные и полиэтиленовые покрытия, битумные и кремниевые мастики.

В зависимости от характеристик сейсмической зоны может потребоваться и специальное устройство насыпей, которые предотвратят воздействия грунтовых подвижек на магистральный трубопровод – СП под номером 14.13330 от 2011 г.

, в частности, указывает на необходимость снятия напряжения за счет рыхлых песчаных насыпей, супесей и суглинков. В процессе эксплуатации такая основа выступит демпферной подушкой, минимизирующей вибрации и колебания.

Техобслуживание сетей

Уже в проектной документации должен быть приведен график выполнения профилактических мероприятий, направленных на поддержание оптимального технического состояния трубопровода.

Обслуживающая бригада проверяет герметичность контура, состояние соединительных узлов, измерительной аппаратуры и переходных станций.

Также на этапе запуска инфраструктуры в эксплуатацию устанавливается зона охраны магистральных трубопроводов, в которой запрещается проведение земельных работ, прокладка других транспортных сетей, строительные мероприятия и т. д. Радиус действия этой территории вокруг канала в среднем составляет 25-100 м.

Заключение

Новые технологии существенно изменили подходы к организации центральных трубопроводных сетей, но в конструкционном отношении принципы их устройства остались в целом прежними.

Сегодня используются те же сплавы, арматурные элементы и конфигурации соединений, что и 15-20 лет назад, если не учитывать отдельные улучшения в структуре материалов.

Но в плане управления современный магистральный трубопровод – это практически автоматизированная коммуникационная инфраструктура, которая полностью может обслуживаться удаленной диспетчерской станцией.

Совет

Контроллеры с датчиками регистрации рабочих показателей дают операторам полный объем текущих сведений о состоянии трубопровода. Более того, промышленные средства программирования позволяют организовывать автономные режимы работы сетей на длительные эксплуатационные периоды. И на этом прогресс не останавливается, расширяя возможности использования магистральных линий.

Источник: https://BusinessMan.ru/magistralnyiy-truboprovod—eto-chto-takoe.html

Устройство коммунальных трубопроводов

Прокладка труб – это технически сложный и трудоемкий процесс, который должен соответствовать основным требованиям контроля над качеством и безопасностью. Прокладка трубопровода предполагает тщательное планирование, большой объем подготовительных работ, анализ грунтов и другие необходимые исследования.

Классификация трубопроводов.

Трубопроводы по своему назначению делят на магистральные, коммунально-сетевые и технологические. Для транспортировки жидких и газообразных сред на большие расстояния предназначены магистральные трубопроводы. Технологические – это трубопроводы промышленных предприятий, по которым транспортируются сырье, топливо и другие материалы для обеспечения технологического процесса.

Коммунальные городские и поселковые трубопроводы служат для подачи газа и воды, а также отвода бытовых отходов в различных населенных пунктах. Об этом виде трубопроводов пойдет речь в данной статье.

Материалы для изготовления труб

Большинство неполадок трубопроводов возникают из-за неправильного выбора материала труб, несоответствия их прочности фактическим нагрузкам, возникающим в процессе эксплуатации.

Читайте также:  Монтаж водопровода из полипропиленовых труб – как выполнить работы своими руками

Основные материалы, используемые для изготовления трубопроводов, – металлы и полимеры. Из металлов применяют недорогие и привычные сталь и чугун, а также дорогую и долговечную медь. Выбор в группе полимеров огромен: полиэтилен различных видов, поливинилхлорид, полипропилен и другие материалы, кроме того, выпускаются трубы, армированные алюминием и стекловолокном.

У каждого из этих материалов есть свои особенности, обеспечивающие потребительский спрос.

Чаще всего в России для устройства водопровода и канализации по-прежнему используют стальные трубы, имеющие самую низкую стоимость.

Однако сталь имеет множество недостатков: трубы склонны к коррозии, нуждаются в покраске снаружи, внутреннее сечение быстро зарастает; монтаж требует профессионализма, чтобы избежать протечек.

Виды металлических труб: стальные, железные, медные, металлопластиковые.

Медь – это традиционно дорогой, но очень долговечный материал. Она выдерживает любые температуры, не подвержена коррозии и зарастанию просвета трубы.

Обратите внимание

Трудозатраты на монтаж трубопровода окупаются значительным сроком службы, поэтому медь выбирают те, кто предпочитает экономии качество.

Из полимерных материалов среди отечественных потребителей наибольшей популярностью начинают пользоваться полипропиленовые трубы благодаря своим отличным эксплуатационным свойствам, надежности и относительно низкой стоимости.

Способы прокладки трубопроводов

Различают два основных метода прокладки новых наружных трубопроводов:

  1. открытый способ (со вскрытием грунта)
  2. закрытый (бестраншейный) способ

Схема бестраншейной прокладки труб: (1-старая труба; 2- полиэтиленовая труба; 3-капроновая чалка; 4-подвижный ролик; 5-носовой конус).

Среди закрытых способов выделяют следующие:

  • метод прокола,
  • метод продавливания,
  • метод горизонтально направленного бурения
  • бурошнековое бурение
  • щитовая или штольневая проходка.

Открытый метод укладки труб

Во многих российских населенных пунктах из-за отсутствия необходимого оборудования укладка труб коммунальных трубопроводов производится преимущественно открытым способом.

Основными его недостатками являются высокая стоимость работ, разрушение дорожных покрытий, ландшафта с последующей необходимостью их восстановления, нарушение деятельности предприятий в зоне строительства, движения на автомобильных дорогах.

Схема непрерывной прокладки труб: (1-старая труба; 2- полиэтиленовая труба; 3-стальной паук; 4-подвижный ролик; 5-стальной трос.)

Открытый способ монтажа водопровода и канализации реализуется путем рытья траншей на необходимую глубину, подготовки и укрепления траншей и прокладки труб. Основные этапы укладки трубопровода включают следующие действия:

  • выравнивание дна траншеи
  • защита стен траншеи от осыпания
  • отсыпка подушки для трубопровода из песка
  • прокладка труб
  • укрывание труб инертным материалом
  • засыпка траншеи
  • восстановление дорожного полотна и ландшафта.

Выполнение всех технологических этапов приводит к большим материальным и трудовым затратам. В связи с вышесказанным очевидны преимущества бестраншейных технологий укладки трубопроводов.

Данные методы не нарушают движение транспорта и жизнедеятельность населенных пунктов, сохраняют окружающую среду, а кроме того, сокращают сроки строительства и уменьшают финансовые затраты. Закрытые технологии очень важны для строительства инженерных коммуникаций внутри городов, но также находят применение при прокладке трубопроводов за пределами населенных пунктов.

Закрытым способом осуществляется укладка труб под водными объектами, под рельефами, где работы открытым методом невозможны (болота, овраги, каньоны), в охраняемых природных зонах.

Горизонтально направленное бурение

Схема горизонтально направленного бурения.

Бестраншейная прокладка труб – это высокотехнологичный процесс, осуществляемый при помощи современного оборудования – буровых комплексов. Рассмотрим наиболее оптимальный метод закрытой укладки труб – горизонтально направленное бурение. Данный метод включает в себя:

  • бурение пилотной скважины, направление которой придается с помощью навигационного оборудования;
  • увеличение диаметра пилотной скважины до размера, достаточного для протягивания трубы;
  • прокладывание трубы в скважине

Бурение пилотной (экспериментальной) скважины самый ответственный этап бестраншейной технологии, от которого зависит результат. Оно выполняется при помощи буровой головки со встроенным излучателем.

Буровая головка соединяется с гибкой приводной штангой, что позволяет управлять процессом прокладки пилотной скважины и имеет отверстия для подачи бурового раствора охлаждающего и уменьшающего трение, а также предохраняющего скважину от обвалов и очищающего от обломков породы.

Важно

Положение буровой головки контролируется с помощью локатора, который принимает и обрабатывает сигналы, поступающие от передатчика, встроенного в головку.

Оператор буровой установки с помощью изменения положения буровых штанг регулирует угол наклона буровой головки и определяет направление бурения в соответствии с проектной траекторией. Метод горизонтально направленного бурения отличается высоким уровнем автоматизации работ, требует точных расчетов и качественного оборудования.

Метод направленного прокола

Прокладка труб методом прокола состоит в проходке горизонтальных скважин с помощью пневмопробойников и затягивании в них труб диаметром до 400 мм. Пробойник имеет цилиндрический корпус, в котором размещен ударник и воздухораспределительный механизм. Под действием сжатого воздуха по корпусу наносятся удары, способствующие его передвижению.

Схема прокладки трубопровода методом направленного прокола.

Основными преимуществами метода прокола являются большая скорость прохода пробойника и незначительное уплотнение окружающего грунта. Это особенно важно при укладке трубопроводов на близком расстоянии друг от друга, рядом с действующими коммуникациями или на большом расстоянии от поверхности.

Метод продавливания

Метод продавливания стальных футляров – способ прокладки металлических труб диаметром 800, 1000, 1200, 1400 мм и более без необходимости рыть траншею. Применяется для трубопроводов длиной до 80 метров.

Принцип метода состоит в том, что стальной металлический футляр, конец которого оснащен ножом, вдавливается в грунт с помощью гидравлических домкратов. При этом грунт переходит в трубу и выводится вручную.

Метод продавливания хорошо подходит для прокладки труб под автомобильными, железнодорожными путями и другими сооружениями. Его можно использовать для прокладки сетей водопровода, напорной и самотечной канализации, теплосетей, а также нефте- и газопроводов.

Преимуществами метода являются возможность прокладки трубопроводов большого диаметра, высокая скорость работ, а также относительно низкая стоимость.

Метод бурошнекового бурения

Схема прокладки труб по технологии Бурношнек

Бурошнековое бурение – технология прокладки труб с помощью шнековых буровых машин. Бурение производится из рабочего котлована в приемный без выхода на поверхность. Метод позволяет прокладывать стальные, бетонные и полиэтиленовые трубы диаметром от 100 до 1700 мм длиной до 100 м.

Прокладка трубопровода получается очень точной (отклонение от заданного направления не более 30 мм) и ровной, без провисания рабочей трубы.

Это необходимо, прежде всего, при прокладке канализации самотечного типа, в зоне подключения коммуникаций к зданиям, а также прокладке труб под железной дорогой.

Монтаж внутренних трубопроводов

Устройство внутренних трубопроводов в зданиях производят согласно требованиям СНиП 3.05.01-85. Этот нормативный документ распространяется на монтаж систем холодного и горячего водоснабжения, отопления, канализации, водостоков, вентиляции, кондиционирования воздуха.

Принципы прокладки водопровода

При диаметре труб 50 мм и более водопровод используют из чугунных труб, при диаметре ввода меньше 50 мм – из стальных труб. Место прохода водопровода должно отстоять от коллектора канализации, теплопроводов и газопроводов на расстоянии не менее 1,5 м.

Ввод водопровода через стену здания необходимо обустраивать так, чтобы предотвратить его повреждение при возможной осадке.

Магистральные водопроводные трубы в жилых и общественных зданиях прокладывают в подвалах, а на производственных предприятиях в чердачных помещениях или по стенам технического этажа.

Схема монтажа водопровода в доме.

Совет

Горизонтальные трубопроводы укладывают с уклоном 0,002 – 0,005 в сторону ввода для опорожнения труб от воды при ремонте. На внутренних водопроводных сетях ставится арматура: вентили, задвижки, водоразборные краны, обратные клапаны, смывные краны и смесители.

Монтаж водопроводной сети осуществляется таким образом, чтобы трубы отступали от стен на 15 – 20 мм и имели уклон 0,002 – 0,005 в сторону водоразборных кранов. При этом в самых низких участках магистрали устанавливают пробки для выпуска воды. Допускается отклонение водопроводных стояков от вертикали не более 2 мм на 1 м длины.

В участках прохода труб через перекрытия они заключаются в гильзы из кровельной стали.

Особенности монтажа канализации

Водоотведение может осуществляться централизованно через городские канализационные сети или для отдельных групп зданий через местную систему.

Местные системы водоотведения предназначаются для удаления и обезвреживания сточных вод в количестве не более 12 м3 в сутки при отсутствии централизованной канализации.

Местную систему водоотведения можно применять, если нет опасности загрязнения почвы и грунтовых вод, используемых для водоснабжения.

Схема канализации в частном доме.

Для устройства внутренней канализации монтируют чугунные или пластмассовые трубы (реже асбестоцементные). Начинают монтаж со сборки стояков, которую ведут снизу вверх, при этом трубы размещают строго вертикально.

Диаметр стояка канализации при подсоединении унитаза должен составлять 100 мм, а при подсоединении других источников стоков может быть 50 мм.

Над канализационными стояками устанавливают вытяжные трубы, которые должны на 50 мм превышать диаметр стояка и выходить на 0,7 м выше кровли.

Для возможности прочистки канализационные трубы внутри здания оборудуются ревизиями, которые монтируются возле поворотов и мест соединения нескольких труб. Их устанавливают на расстоянии не более 12 – 15 м друг от друга при диаметре трубы 50 и 100 мм соответственно, а также над каждым отступом и под санитарными приборами.

Выпуск внутренней сети канализации прокладывают от смотрового колодца. Для этого делают отверстие в фундаменте дома размером 40х40 см и после проведения трубы заделывают его глиной с оштукатуриванием цементным раствором. Длина выпуска от стояка до смотрового колодца не должна превышать 10 м для трубы диаметром 50 мм, 20 м — для 150 мм.

Обратите внимание

Смотровые колодцы устраивают в местах присоединения линий или на поворотах минимум через 40 м. Для выполнения стенок смотровых колодцев используют железобетонные кольца. Люки колодцев необходимо надежно закрывать.

Глубина траншеи для прокладки наружной канализации должна соответствовать уровню промерзания грунта.

Канализационные трубы необходимо уложить раструбами навстречу движению жидкости, непосредственно на плотный грунт или песчаную подушку толщиной 10 – 12 см.

Внутренние сети диаметром 50 – 200 мм монтируют с уклоном 0,035 – 0,008. Дворовые сети диаметром 125 и 150 мм выполняют с уклоном не менее 0,007, проверяя нивелиром.

Пространство между трубой и стенками траншеи засыпают песком и уплотняют во избежание деформаций трубопровода.

Прокладка наружных и внутренних технических коммуникаций требует четкого соблюдения правил монтажа, чтобы обеспечить высокую надежность трубопровода, а значит, избежать протечек, прорывов и засоров.

Источник: https://experttrub.ru/osnovnye-operacii/prokladka.html

Ссылка на основную публикацию