Обследование дымовых труб: состояние, перспективы использования
Рассматриваются состояние и перспективы использования дымовых труб (с кирпичными, железобетонными и металлическими стволами); дается их сравнительный анализ. Приводится классификация технического состояния труб. Показываются результаты обследования реальных промышленных дымовых труб для определения их технического состояния и остаточного ресурса.
Ключевые слова: промышленные дымовые трубы, обследование, техническое состояние, остаточный ресурс
Интенсификация промышленного производства связана с увеличением объемов и степени концентрации вредных выбросов.
Для охраны природы используют вынос предварительно очищенных газов из производственной зоны с тем, чтобы рассеять их на значительную площадь и тем самым снизить концентрацию до безопасного уровня, на высоту 150 … 500 м с помощью промышленных труб.
Дымовая труба является ответственным инженерным сооружением, работающим в чрезвычайно тяжелых условиях высоких ветровых нагрузок, температуры и агрессивного воздействия дымовых газов.
Целью обследований промышленных труб (комплекс работ по сбору, обработке, систематизации и анализу данных о техническом состоянии конструкций) является определение дефектов и повреждений, влияющих на дальнейшую безопасность ее эксплуатации и выявление причины повреждений [1].
Обследования труб для определения их технического состояния и остаточного ресурса разделяются на плановые и внеплановые. Плановые обследования проводятся через год после пуска в эксплуатацию и далее через пять лет для всех типов труб.
Техническое состояние труб классифицируется как:
‒ исправное (все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации);
‒ работоспособное (удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и дальнейшей безопасной эксплуатации трубы, но имеются незначительные отступления от действующих нормативных документов и проекта);
‒ ограниченно работоспособное (возможна дальнейшая эксплуатация трубы при определенных ограничениях и разработке мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями, а также разработке мероприятий по устранению выявленных дефектов и повреждений в установленные сроки);
‒ неработоспособное (возможна потеря несущей способности основных элементов или сооружения в целом, исключающая дальнейшую эксплуатацию без проведения ремонта);
‒ предельное состояние (при котором дальнейшая эксплуатация трубы недопустима или нецелесообразна, либо восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно).
К основным конструктивным элементам труб относят фундамент, цоколь, ствол, оголовок, зольное перекрытие, бункер, вводы боровов, антикоррозионную защиту, теплоизоляцию, футеровку, ходовую лестницу, молниезащиту, светофорные площадки. Стволы дымовых труб могут выполняться кирпичными, армокирпичными, железобетонными или стальными. Теоретический срок службы железобетонных и кирпичных труб составляет 50 лет, металлических — 25 лет [2]. Однако в связи с реальными условиями эксплуатации котельных установок эти сроки значительно сокращаются. По истечению этого срока техническое состояние дымовых труб приводит к необходимости их реконструкции, а чаще — к полной замене. В настоящее время стоимость полной реконструкции сборной железобетонной дымовой трубы составляет 3,5 … 6,5 млн. руб., а экономический ущерб от остановки котельной в зависимости от наличия резервного источника тепла, времени года может достигнуть цифр, сравнимых со стоимостью новой котельной. Соответственно в процессе эксплуатации промышленных предприятий и тепловых электростанций необходимо систематически наблюдать за состоянием газоходов и дымовых труб.
Кирпичная дымовая труба (АО «Пензенский хлебозавод № 4», 2016 г.) [3], предназначенной для удаления дымовых газов от трёх котлов МЗК-7, четырёх печей ХПА-40 и одной печи ХПА-10, имеет характеристики: высота ствола Н = 30 м, наружный диаметр основания 3,6 м, внутренний диаметр основания 3,1 м; ствол трубы конусообразный цилиндрический в виде полого конуса с уклоном наружной поверхности 0,03; материал трубы кирпич глиняный обыкновенный сплошного одинарного пластического прессования марки М75 по ГОСТ 530–54, раствор сложный марки М50; количество стяжных колец 22, выполнены из полосовой стали марки ВСт3 по ГОСТ 380 размерами 100×10 мм из сегментов, соединенных шпильками в шахматном порядке; фундамент выполнен из бутового камня марки М 200 на растворе марки 250; плита фундамента круглой формы 4,90 м; глубина заложения фундамента — 2,0 м; грунты — суглинок; вокруг фундамента выполнена отмостка из асфальтобетонной смеси. Ее обследование состояло из:
‒ проверки наличия проектной и эксплуатационной документации;
‒ геодезической съёмки трубы (на предмет возможного крена трубы: составляется ситуационный план и прикладывается к отчёту);
‒ натурного обследования ствола трубы;
‒ натурного обследования внутренней части трубы;
‒ замера сопротивления изоляции трубы с составлением соответствующего акта;
‒ взятие пробы материала (в данном случае кирпича), и проведение лабораторных испытаний на прочность (с составлением протокола испытаний);
‒ составления технического отчёта по результатам обследования (в отчёт прикладываются все акты, протоколы испытания, проверочные расчёты, копии поверок и калибровок оборудования).
В ходе натурного обследования внешней части ствола трубы были выявлены следующие дефекты:
‒ выщелачивание швов кладки верхней части оголовка;
‒ ослабление натяжения стяжных колец;
‒ наличие сварных соединений в стяжных кольцах.
Рис.1. Дефектные карты наружной и внутренней стороны трубы
Состояние трубы определилось как ограниченно работоспособное. Так как обследование проводилось в рамках экспертизы промышленной безопасности, все выявленные дефекты были устранены до окончания экспертизы. В случае обнаружения более серьёзных дефектов требуется составление дефектных карт с обозначением всех выявленных дефектов (например, данные обследования дымовой трубы в г. Алатырь Чувашской республики, 2014 г., рис.1).
Промышленные металлические дымовые (и вентиляционные) трубы составляют основную массу из всех труб, использующихся на промышленных предприятиях. Особенно это касается предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в городах и населённых пунктах с населением менее 100 000 человек.
Хотя условия эксплуатации как кирпичных, так и металлических труб примерно одинаковые, металл как материал более уязвим к тем агрессивным средам, в которых происходит эксплуатация труб (высокие температуры, высокая влажность и др.).
Алгоритм проведение экспертизы аналогичен кирпичным трубам. Однако присутствует своя специфика.
На рис. 2 изображены недопустимые дефекты, выявленные на металлической трубе (г.Кузнецк, Пензенская область, 2014 г.) [4]. С коррозией такой степени эксплуатация трубы должна быть прекращена.
Рис. 2. Дефекты металлической трубы |
Важное значение имеет мониторинг крена трубы. В случаи значительного превышения предельно допустимого значения отклонения верха трубы стоит немедленно начать мероприятия по выравниванию трубы, либо по ее демонтажу.
Для наиболее объективной оценки состояния металлической трубы производится ряд расчётов (в частности, расчёты первой собственной частоты колебаний и несущей способности стволов дымовых труб).
Первая собственная частота колебаний ствола определяется по формуле 1.3.6 «Методики расчета нагрузок, прочности и ресурса стволов дымовых и вентиляционных промышленных труб» (далее Методики), разработанной ЗАО «Спецремэнерго» и ЗАО «Инжремтехстрой» в 2005 г.:
Гц.
где α0=890 м/с — для ствола дымовой трубы с увеличением веса в 1,25 раза за счет ходовой лестницы и площадки; D=0,53 м — диаметр ствола; Н=30,5 м — высота ствола.
Предельная частота колебаний fр для металлических дымовых труб ветрового района II согласно таблице 1.3.1 Методики составляет 3,4 Гц.
3,4 Гц > 0,51 Гц
Условие fp>f1 выполняется.
Ствол удовлетворяет требованиям устойчивости при выполнении условия 1.5.5 Методики:
,
где tд — минимально допустимая толщина стенки ствола, мм;
tэф — эффективная толщина стенки определяется по формуле 1.6.2 Методики:
,
где tmin=3,8 мм — минимальная фактическая толщина стенки у основания ствола;
tср=4,9 мм — среднее арифметическое значение замеров толщины:
мм.
Минимально допустимая толщина стенки определяется по формуле 1.5.3 Методики:
,
где для местности типа В:
;
;
,
где W0=30 кгс/м2 — нормативное значение ветрового давления согласно таблице 1.2.1 Методики;
Kf — коэффициент, учитывающий влияние начальных несовершенств ствола (Kf=0,5; начальные несовершенства формы поверхности ствола превышают его толщину стенки);
Ky=0,22 — коэффициент согласно таблицы 1.5.1 Методики.
,
где Z=0,85 м — расстояние от поверхности земли до основания ствола;
Zк=31,35 м — расстояние от поверхности земли до верхнего торца ствола,
;
;
.
мм.
Условие устойчивости выполняется: 3,8 мм > 3,1 мм.
Состояние трубы, несмотря на выполнение условия устойчивости, определяется как аварийное вследствие недопустимого уровня коррозии элементов трубы.
Железобетонные промышленные дымовые трубы являются ответственными сооружениями в составе промышленных предприятий, требующие качественной и грамотной эксплуатации и обследования. Особенно тщательно нужно подходить к вопросам обследования железобетонных труб, установленных на городских ТЭЦ, так как в случаи чрезвычайной ситуаций на таком предприятии (особенно в зимнее время) под угрозой может оказаться большая часть населения города.
Отметим некоторые преимущества железобетонных труб перед кирпичными:
‒ тонкие стенки ствола трубы;
‒ в 2 раза легче масса ствола трубы;
‒ возможность устройства более экономичного фундамента;
‒ существенно упрощен монтаж таких труб.
Экономическая выгода при установке железобетонной трубы возникает при условии превышения ее высоты 60–80 м [5].
Необходимость обследования железобетонных дымовых труб (хотя они в настоящее время широкого применения не имеют) обусловлена, в основном, двумя причинами:
‒ срок эксплуатация данного вида дымовых труб на промышленных предприятиях и предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства в среднем превышает 50 лет (широкое распространение при строительстве они получили в 60-е годы) и многие из них находятся в аварийном или предаварийном состоянии;
‒ необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности перед консервацией или разработкой проекта на демонтаж [6].
Перечень документов необходимых как для безопасной эксплуатации, так и для процесса экспертизы:
‒ паспорт на дымовую трубу;
‒ техническое задание на выполнение работ по обследованию промышленной трубы;
‒ программа обследования промышленной трубы;
‒ акт замера сопротивления изоляция;
‒ паспорт молнеприёмника;
‒ акты на производство сушки и разогрева трубы перед пуском в эксплуатацию после окончания строительства, расконсервации или производства ремонтных работ;
‒ журнал геодезических съемок, журнал контроля осадок и крена трубы;
‒ акты противокоррозионных и окрасочных работ.
В случаи отсутствия части проектной и эксплуатационной документации следует незамедлительно заказать её у специализированной организации, имеющей лицензию на проведения данных работ. В случаи если железобетонная труба подлежит перевооружению (например, по укорачиванию высота стволы трубы) следует провести экспертизу промышленной безопасности документации на перевооружение с последующей её регистрацией в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Вовремя сделанный мелкий ремонт даст возможность предотвратить развитие дефектов и, как следствие снизить материальные издержки на возможный более серьёзный ремонт.
Хотя железобетонные дымовые трубы (построены в советское время и в основной массе выполнены из обычных железобетонных колец) отходят в прошлое, на смену им всё более востребованы железобетонные трубы из жаропрочных бетонов. Данные трубы хорошо подходят для нужд химической и металлургической промышленности, но стоимость таких труб существенно выше обычных, поэтому массового применения они пока не получили.
Анализируя состояние и перспективы использования дымовых труб (кирпичные, железобетонные или металлические), можно сделать несколько замечаний:
‒ кирпичные и железобетонные трубы в основное своей массе построены в советское время, и практически исчерпали свой эксплуатационный ресурс;
‒ техническая экспертиза и проведённый на её основе капитальный ремонт единственный способ продлить срок эксплуатации кирпичных и железобетонных труб;
‒ строительство новых кирпичных и железобетонных труб целесообразно (высокая себестоимость) в настоящее время только для крупных промышленных узкоспециализированных производств;
‒ широкое применение конструкций из металла, снижение времени и себестоимости монтажа делают использование металлических труб на небольших предприятиях практически безальтернативным.
Литература:
- Garkin I. N., Garkina I. A., Klyev S. V. Industrial safety expertise buildings of agriculture sector // PONTE Journal. — Jan 2017. — Vol. 73. — Issue 1. — P. 190–195.
- Гарькин И. Н., Артюхина О. В., Железняков Л. А. Метод классификации дефектов промышленных кирпичных труб// Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 147–151.
- Гарькин И. Н., Карташова Я. С. Опыт обследования конструкций промышленной дымовой трубы (на примере предприятия «Пензенский хлебзавод № 4») // Моделирование и механика конструкций. –2016. — № 4. — С.17
- Кузьмишкин А. А., Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Метод оценки работоспособности промышленных металлических труб// Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42160
- Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Забиров А. И. Промышленные железобетонные дымовые трубы: методика проведения экспертизы// Современная техника и технологии. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/08/4325
- Гарькина И. А., Гарькин И. Н., Метод составления проекта консервации опасных производственных объектов//Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование — 2016. — № 3 — С.37–41
Основные термины (генерируются автоматически): труба, дымовая труба, металлическая труба, остаточный ресурс, техническое состояние, обследование, жилищно-коммунальное хозяйство, натурное обследование, железобетонная труба, основная масса.
Источник: https://moluch.ru/archive/142/40088/
Ремонт дымовых труб — Кровля и крыша
Со временем в работе дымоходов происходит сбой, ведущий к ухудшению естественной тяги. Причиной этого может служить давно не проводившееся обследование и ремонт дымовых труб, что могло привести к различным неблагоприятным последствиям.
В этой статье подробно рассказывается, какие виды неисправностей дымохода существуют, как качественно их исправить, а также произвести правильный и быстрый монтаж дымовой трубы. Кроме этого, рассматриваются наиболее частые ошибки монтажа.
Ремонт дымовых труб
Неисправности в работе дымохода и способы их исправления
Наружный осмотр и внутреннее обследование дымохода желательно осуществлять один раз в год до начала отопительного сезона, но не реже 1 раз в пять лет.
При этом для внутреннего осмотра можно применять фонарик и видеокамеру. Именно во время обследований устанавливаются размеры и причины возникновения дефектов.
Их следует незамедлительно устранить для обеспечения нормальной естественной тяги дымохода.
Скопление сажи в дымоходе
Засорение дымохода
- В случае ухудшения тяги работавшего ранее нормально дымохода, необходимо, в первую очередь, осмотреть трубу на предмет засорения сажей, кусками кирпича или бетона, выпавшего из стенки трубы или птичьими гнездами.
Это определяется контрольным спуском гири на тросе в трубу (место завала остановит гирю). Такой завал можно попытаться пробить падающей гирей.
Если завал не удается пробить гирей, в месте его образования нужно разобрать стену трубы и удалить завал. После этого восстанавливают целостность стены.
Гири для обследования дымоходов
Опускаясь на тросе внутрь дымохода под тяжестью гири, ерш эффективно очищает сажу.
Комплект ершей для чистки сажи
При их сгорании выделяется нетоксичный газ, бережно очищающий стенки дымохода и препятствующий образованию сажи некоторое время. При этом накопившаяся сажа просто отпадает сама.
Образование конденсата
— водяных паров внутри дымохода – основной дефект, препятствующий нормальной эксплуатации отопительных сооружений.
При этом наблюдается следующие явления:
- резкое ослабевание тяги и запах гари внутри помещения;
- пропитывание кладки дымохода влагой с последующим ее разрушением;
- проступание черных смолистых пятен снаружи дымохода или печи.
Последствия действия конденсата на внутреннюю поверхность дымохода
Причинами конденсата могут быть:
- Наличие щелей и сквозных отверстий чердака быстро охлаждают чердачное пространство. В этом случае конденсат образуется обязательно.
- Неутепленный дымоход – в этом случае ремонт дымовой трубы заключается в ее утеплении.
Для этого, трубу для дымохода необходимо оштукатурить или заключить в металлический футляр, а в промежуток между футляром и трубой поместить шлак или другой негорючий теплоизоляционный материал. Внутри чердака можно также обернуть трубу базальтовым волокном или стекловатой ватой.
Утепление рулонным теплоизоляционным материалом
При этом температура выделяемых газов уменьшается, вследствие чего внутренняя поверхность дымохода нагревается недостаточно. Это ведет к неизбежному образованию конденсата, особенно в морозы.
Образование трещин и щелей
— в дымовой трубе ведет к не прогреванию стенок дымохода, а, порой, к трагическим последствиям, таким как пожар. По дымоходу поднимаются горячие газы, иногда с раскаленными искрами.
Поэтому все швы, щели и трещины должны быть заполнены раствором. После чего труба белится в два слоя мелом или известью. На белой поверхности легче заметить образовавшиеся вновь трещины с выходящей из них копотью. Дефект необходимо немедленно отремонтировать.
Задувание дымохода
— чаще всего происходит по двум причинам:
- Отсутствует или поврежден дефлектор над оголовком дымовой трубы. Следует незамедлительно отремонтировать или заменить его.
- Расположенные рядом высокие деревья или здания создают преграду для хорошей работы труб.
В этом случае ремонт труб дымовых заключается в наращивании высоты на 0,5-1 м и выведении этим из зоны ветрового подпора.
Зона ветрового подпора
Другие причины плохой тяги
- Огромное значение имеет шероховатость внутренних стенок дымохода: чем более гладкая поверхность, тем выше тяга.
- Если сечение дымохода больше требуемого для данного отопительного прибора, дымовые газы будут подниматься очень медленно, а холодный воздух снаружи еще более охлаждает и тормозит их.
- Оголовок дымохода — самая уязвимая его часть вследствие подверженности воздействию атмосферных осадков. Целостность оголовка сильно влияет на качество тяги, поэтому важно во время устранять его неисправности.
Бывают ситуации, когда новый дымоход работает неправильно: дает плохую тягу, задымление или обратную тягу.
Это прямо указывает на ошибки в проектировании или монтаже дымохода, нарушении предъявляемых к дымоходам требований.
Такой дымоход подлежит обследованию специалистами для определения причин несоответствия, и дальнейшему ремонту или демонтажу.
Другие работы по ремонту дымохода
Ремонт дымохода может быть связан не только с нарушение естественной тяги, но и с физической неисправностью элементов дымохода.
Кроме вышеперечисленных, часто бывает потребность в выполнении следующих работ:
- Ремонт или восстановление молниезащитных конструкций.
- Окраска и антикоррозийная обработка поверхности дымохода и металлических частей.
- Ремонт фундамента дымохода.
- Усиление или замена металлоконструкций крепежных кронштейнов, хомутов, фланцевых соединений.
- Замена или ремонт любых поврежденных элементов конструкции.
Монтаж дымохода
— как пример рассмотрим монтаж нержавеющей сборной модульной системы из элементов сэндвич трубы.
Обратите внимание! Выполняя монтаж трубы дымовой необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к дымоходам. Нарушив данные требования, ввод дымохода в эксплуатацию будет проблематичным или даже невозможным.
Труба-сэндвич с наполнением базальтовым волокном
Требования, предъявляемые к дымовым трубам
- Дымоход проектируется отдельно для каждого отопительного прибора.
- Площадь сечения трубы дымохода приравнивается к площади сечения отводящего дым патрубка прибора отопления.
- Дымоход должен обеспечивать выведение полного объема продуктов сгорания.
- Длина горизонтальных участков дымохода не должна быть более 1 м.
- Общая высота дымохода равна не менее 4 м для твердого вида топлива и не менее 4,5 м для газообразного топлива. Высота возвышения над кровлей должна быть определена согласно правилу, приведенному на схеме ниже:
- для плоской кровли > 0,5 м;
- для покатой кровли > 0,5 м при расположении дымохода в пределах 1,5 м до конька;
- не ниже высоты конька, при расположении дымохода в пределах 1,5 — 3 м до конька;
- при расположении дымохода далее 3 м от конька, не ниже условно проведенной линии с углом 10 градусов от конька к уровню горизонта.
Правило определения высоты дымовой трубы
- Для обеспечения противопожарной безопасности в местах примыкания дымохода к стенам, балкам, и другим конструкциям из горючих материалов утепляются базальтовым волокном или вермикулитом.
- В местах примыкания дымохода к перекрытиям следует устраивать зазор не меньше 150 мм для теплоизолированных труб и не меньше 350 мм для труб без теплоизоляции.
В случае деревянного перекрытия зазор закрывается минеральной ватой или другим теплоизоляционным материалом. На верхней и нижней поверхности перекрытия устанавливается асбоцементный или металлический лист.
Место прохода дымоходной трубы через потолочное перекрытие
Элементы сборной системы дымохода
Порядок монтажа
Монтаж начинают от теплоносителя к кровле.
Элементы труб насаживаются один на другой. Внутренняя труба каждого последующего элемента помещается внутри трубы предыдущего таким образом, чтобы накрыть собой стык.
Источник: https://krovlyaikrysha.ru/remont-dyimovyih-trub.html
Как проводится ремонт дымовых труб
Согласно СП 13-101-99 периодически должна проводиться оценка состояния промышленных дымовых труб для обнаружения трещин, дефектов, кренов, засорений. Исходя из заключения о техническом состоянии конструкции принимается решение о разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков. Эти работы осуществляют для поддержания эксплуатационных качеств и надежности дымоотводов.
Виды ремонта промышленных дымовых труб
Работники предприятия в обязательном порядке проводят техническое обслуживание дымоотводов, для поддержания ствола в рабочем состоянии, сохранения надежности конструкции и предупреждения деструкции. Измеряют крен и осадку объекта.
На основании обследования объекта составляется АКТ, отчет о техническом состоянии и карта дефектов. Исходя из данных в этой документации принимается решение о ремонте. Производят ремонтные работы 2-х видов:
- текущие выполняются работниками обслуживающего цеха предприятия-владельца дымохода или сторонней организацией;
- капитальные осуществляются только специализированными компаниями.
Во время текущего ремонта дымовых труб котельных осуществляют ликвидацию:
- мелких повреждений для профилактики дальнейшего разрушения;
- дефектов, которые представляют угрозу для жизни человека, общей целостности ствола и оборудованию, расположенному в непосредственной близости.
Капитальный ремонт дымовых труб выполняют по чертежам и плану мероприятий, составленных по данным Отчета о комплексном обследовании. Капремонт предполагает:
- наращивание или укрепление ствола;
- замену износившихся элементов облицовки, лестничных звеньев, светофорных платформ;
- ремонт трубы и ее фундамента;
- восстановление стенок газоходов и их фундамента.
Капитальные работы в обязательном порядке проводятся по установленному графику, для:
- пластмассовых – один раз в 5-10 лет;
- труб из металла – раз в 10-15 лет;
- железобетонных – с периодичностью один раз в 15-20 лет;
- кирпичных стволов – 1 раз в 25 лет.
Сроки и графики текущего и капитального восстановления предусмотрены заводским ППР ремонта дымовой трубы и корректируются индивидуально исходя из Акта обследования дымохода и газоходов.
Предприятие-владелец дымохода обязан проводить внеплановое или аварийное обследование ствола после ураганов, землетрясений и других стихийных бедствий. Также трубы осматривают после технологических аварий, взрывов на производстве.
Измерения кренов и осадки проводят вне графика, если:
- есть явные или косвенные признаки деформации ствола;
- виден невооруженным глазом наклон;
- обнаружено раскрытие трещин горизонтального направления снаружи дымохода;
- появились трещины на отмостке или в местах присоединения газоходов.
Специализированные ремонтные компании проводят внеплановое обследование конструкции в случае обнаружения инженером предприятия:
- горизонтальной трещины размером более 1/6 окружности ствола, вертикальной – шире 10 мм;
- сколов, отслаивания защитного бетонного слоя;
- сквозного разрушения внутреннего газоотвода и его намокания;
- разрушения оголовка, обвала облицовки;
- крушения разделяющей стены;
- прогара в стволе.
Внеплановый техосмотр осуществляют без промедлений.
Проведение ремонта дымовых труб методом промышленного альпинизма
Предприятия-владельцы дымоотводных сооружений для техобслуживания и капитального восстановления высотных объектов зачастую прибегают к услугам промышленных альпинистов. Это объясняется тем, что:
- ремонт железобетонных дымовых труб не требует подготовительных работ, восстановление начинается буквально через 20-30 минут после прибытия альпинистов на объект;
- не нужна дополнительная площадь вокруг трубы, как, например, для подхода локтевой вышки, шахтоподъемника или установки лесов;
- устанавливать леса для трубы длиною 150 метров не целесообразно и опасно;
- проведение работ не зависит от подачи электроэнергии;
- высокая эффективность ремонтных мероприятий – высотнику легко подобраться к любой точке ствола;
- стоимость проведения работ верхолазным способом дешевле других.
Методом промышленного альпинизма выполняется установка, демонтаж дымоходов, техосмотр, текущий и капитальный ремонт дымовых труб и газоходов.
Ремонт кирпичной дымовой трубы котельной и железобетонных стволов
Устранение образовавшихся на поверхности трещин
Осуществляют для предотвращения разрушения, обвала ствольной части. Ослабляют стяжные кольца. Трещины шириной меньше 3 см очищают, продувают сжатым воздухом. Заполняют всю глубину раствором, выбирая один из способов – зачеканку или торкрет.
Если глубина трещины превышает 3 см, тогда ее расчищают, удаляют треснувшие кирпичи. Швы очищают от цемента, продувают и смачивают водой. Восполняют разобранную часть новой кладкой кирпичей с плотным заполнением швов.
Выполняют перевязку со старой кладкой.
Заделывают разрушения снизу-вверх небольшими участками, высота которых не должна превышать 1 м. На конечном этапе подтягивают стяжные кольца.
Работы по проведению восстановления и ремонта футеровки газоходов
Футеровка – это кладка с применением штучного материала (кирпича, блоков, керамики) для защиты дымового ствола от агрессивного воздействия отводимых газов и высоких температур. Ремонтные работы производятся по ППР, разработанными организацией-исполнителем, на основании СНиП III-24-75. Информацию о состоянии футеровки получают путем тепловизионного контроля, минимум раз в 5 лет.
Разборку и кладку осуществляют стоя на подъемной площадке. Разбирают футеровку строго сверху вниз. Нельзя вынимать нижние ряды, это может привести к обрушению верхних рядов футера.
Если нужно произвести местный демонтаж, проверяют устойчивость и безопасно ли проводить работы на этом участке. После выемки старой кладки, штроба зачищается от остатков цемента, пыли, золы, смачивается водой.
Затем делают новую кладку, совмещая ее со старой, тщательно заполняют все швы.
Работы по восстановлению и ремонту защиты от молний
Молниезащита – это система устройств, предназначенных для защиты людей, сооружения, оборудования от возгораний и разрушений, вызванных попаданием молнии в конструкцию. Техническое обслуживание предусматривает осмотр, ремонт или полную замену:
- молниеприемников;
- канатов, объединяющих молниеприемники;
- токоотводящих канатов и защитных труб;
- шины и электродов заземления;
- держателей, которыми крепятся канаты, защиты и отводы.
В первую очередь устанавливают молниеприемники и стягивающий их канат, затем лебедкой натягивают токоотводящие тросы и продевают их в крепления. Также проверяется сопротивление контура молниезащиты.
Ремонт оголовка дымовой трубы
Оголовок – это верхняя часть дымохода с теплоизоляцией, которая замедляет процесс коррозии трубы. Именно на нее приходится вся нагрузка:
- влияние оказывают атмосферные осадки;
- дымовые газы превращаются в конденсат, что способствует многократному замерзанию и оттаиванию;
- кладка подвергается выветриванию.
Участок, требующий разборки или восстановления, намечается во время обследования конструкции. В зависимости от степени разрушений, ремонт проводят двумя способами – полностью перекладывают оголовок или заменяют часть кладки. На железобетонных дымоотводах меняют защитные колпаки.
Старые кирпичи демонтируют, тщательно зачищают швы от остатков цементного раствора. Выкладывают новый оголовок из материалов, установленных ГОСТом, тщательно перевязывая швы. Для проведения работ необходимо отключить все тепловые агрегаты.
Повторная перетяжка скрепляющих трубу колец
Стяжные кольца предназначены для сохранения целостности конструкции вследствие изменения температуры. Кольца изготавливают из стали (ГОСТ 380-71), как и все металлы, она подвержена коррозии под воздействием внешних факторов.
При осмотре выявляют плохо уплотненные участки на внешней плоскости. Оценивают степень коррозии колец путем простукивания. Если металл дребезжит, значит в нем есть трещины.
Для поддержания нормальной функциональности и надежности ржавые скрепляющие элементы нужно заменять. Также проводят подтяжку, создавая натяжение с давлением в 50-60 МПа.
Осуществление монтажа частичного металлического бандажа или дополнительных скрепляющих колец
При отклонении диаметра от нормы и обнаружении крена, устанавливают бандаж. При появлении небольших трещин трубу стягивают дополнительными кольцами, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение.
Также осуществляется обновление сигнальной окраски поверхности трубы, обработка металлических поверхностей противокоррозионными средствами, восстановление, ремонт или замена систем светового ограждения, ходовых скоб и площадок для осмотра.
Текущие и капитальные работы для поддержания и восстановления эксплуатационных характеристик промышленных дымоотводов из металла включают:
- устранение крена;
- усиление основания;
- восстановление газоходов;
- ремонт или монтаж нового молниеприемника;
- замена системы оттяжек трубы;
- обновление маркировочной окраски поверхности трубы;
- укрепление или частичная замена металлоконструкции основания и фланцевых соединений.
Периодически осуществляют проварку выгоревших мест на поверхности дымохода. Прогорание царг и невосстанавливаемая коррозия происходят чаще всего в верхней части трубы. В таких случаях часть ствола демонтируют и заменяют на новый.
Маркировочная и защитная окраска труб осуществляется в несколько этапов:
- снимают старую краску;
- зачищают поверхность;
- обрабатывают антикоррозионными составами;
- наносят слой новой краски.
Количество слоев и марка состава рассчитывается специалистами, согласно техническим требованиям.
Заключение
Организации, проводящие ремонт кирпичных дымовых труб и других их видов, обязаны пройти аккредитацию и получить сертификат. В штате компании должны быть специалисты:
- прошедшие профессиональную подготовку;
- имеющие медицинский допуск на проведение высотных работ;
- опыт работы сотрудников в этой сфере должен быть не менее 3-х лет.
Ремонт и обслуживание дымовых труб требует проведения тщательного осмотра объекта, выявления всех дефектов, составления сопутствующей отчетности и разработки мероприятий по устранению поломок. Обращаясь в компанию «ПИК Групп», вы получите полный комплекс услуг. После проведения ремонтных работ мы предоставим полный пакет документов сдачи объекта:
- акт приемки по форме, установленной в СНиП 3.01.01-87, в 3-х экземплярах;
- комплект чертежей с информацией о вносимых изменениях;
- документы, подтверждающие проведенные работы;
- акт выполнения скрытых работ;
- журнал выполнения мероприятий, подготовки панелей, металлоконструкций;
- акты приемки элементов трубы;
- перечень работ (при наличии таковых), которые не были проведены по причинам, не зависящим от ремонтной организации, с указанием сроков их завершения.
Мы практикуем поэтапную приемку объекта владельцем, все дополнительные условия обговариваются в договоре.
Источник: https://pg23-visota.ru/articles/kak-provoditsya-remont-promyishlennyix-dyimovyix-trub
Обследование, ремонт, обслуживание кирпичных и железобетонных дымовых труб
Специалисты ООО «ПромАльп68» выполняют полный цикл операций по обслуживанию и ремонту кирпичных и железобетонных дымовых труб.
При работе мы применяем современное оборудование и качественные долговечные материалы.
Рто даёт нам возможность быстро решать поставленные перед нашими специалистами задачи Рё обеспечить надлежащий уровень выполнения всех работ.
Наиболее востребованными видами работ по ремонту и обслуживанию кирпичных и ж/б дымовых труб в нашей практике являются следующие:
- Ремонтные работы.
- Окраска ж/б труб.
- Демонтаж кирпичных и железобетонных труб.
Р рµрјрѕрѕс‚ р¶/р± рё рєрёсђрїрёс‡рѕс‹с… с‚сђсѓр±
Ртот РІРёРґ работ может подразумевать проведение различных операций, целью которых является поддержание конструктивной целостности Рё исправного состояния дымовых труб.
Наши специалисты выполняют полный цикл ремонта дымовых труб, наиболее востребованными из этого списка являются следующие:
- Ремонт оголовка трубы.
- Штукатурные работы в канале створа трубы.
- Восстановление или частичная замена кирпичной кладки.
- Монтаж или разборка металлоконструкций, окрашивание и ремонт их.
Малярные работы
Выполнение этого вида работ не только призвано не только обеспечить привлекательный внешний вид дымовых труб, но также их исправность и целостность.
Все работы при покраске кирпичных и ж/б труб производятся нами по следующей схеме:
- Снятие слоя старого покрытия.
- Заделка имеющихся швов и трещин.
- Если какие-либо элементы трубы нуждаются в замене, их меняют.
- Поверхность трубы зачищается под покраску.
- Наносится слой грунтовки для лучшего сцепления краски с основанием.
- Нанесение слоя или нескольких слоёв красящего состава.
Р рµрјрѕрѕс‚, рірѕсѓсѓс‚р°рѕрѕрір»рµрѕрёрµ, рїрѕрєсђр°сѓрєр° рєрёсђрїрёс‡рѕс‹с…, р¶рµр»рµр·рѕр±рµс‚рѕрѕрѕс‹с… рґс‹рјрѕріс‹с… с‚сђсѓр±
Демонтаж железобетонных и кирпичных труб – ответственная операция, доверять которую следует только профессионалам.
Наши специалисты готовы выполнить все необходимые работы быстро, безопасно и с соблюдением всех современных требований.
Мы выполняем следующие виды работ:
- Демонтаж кирпичной трубы – промышленные альпинисты начинают разбирать кладку с верхней части, элементы кладки при этом могут сбрасываться внутрь ствола трубы или в специально огороженную зону.
- Демонтаж железобетонной трубы – работы выполняются также сверху вниз, в данном случае требуется применение специальной техники и инструмента.
Р’ любом случае Рє работам РЅР° высоте Сѓ нас допускаются только специально подготовленные профессионалы, прошедшие РѕСЃРѕР±СѓСЋ подготовку. Рто позволяет нам РЅРµ только обеспечить превосходный результат работ, РЅРѕ Рё соблюдение всех правил безопасности.
Очистка старой краски механическим (ручным) способом | от 100 руб./м.кв. |
Мойка фасада аппаратом высокого давления | от 75 руб./м.кв. |
Грунтовка поверхности | от 50 руб./м.кв. |
Окраска поверхности в один слой | от 75 руб./м.кв. |
Отбивка отслаивающейся штукатурки | от 120 руб./м.кв. |
Выборочная отбивка в проблемных местах | от 180 руб./м.кв. |
Ремонт трещин с расшивкой | от 135 руб./м.кв. |
Выборочная штукатурка | от 500 руб./м.кв. |
Сплошная штукатурка (более 3 м.кв.) | от 350 руб./м.кв. |
Штукатурка бетонных поясков | от 300 руб./м.пог. |
Штукатурка карнизов, откосов, пилястр | от 500 руб./м.пог. |
Восстановительная шпатлевка в выборочных местах | от 150 руб./м.кв. |
Сплошная шпатлевка | от 100 руб./м.кв. |
Демонтаж дымовых труб | от 900 руб./м.кв. |
- Цена указана с учетом НДС (18%).
- Окончательная стоимость работ определяется специалистами непосредственно после осмотра объекта.
- Подготовка договорной, сметной документации – бесплатно.
- Выезд специалистов РЅР° объект — бесплатно.
- При крупном объеме работ действует система скидок!
Источник: https://PromAlp68.ru/catalog/dymovye-truby/kirpichnye-i-zhelezobetonnye-dyimovye-truby
экспертиза металлических дымовых труб
Категории опасности металлических дымовых труб разделены по следующим признакам:
«А» — дефекты и повреждения основных несущих конструкций труб, представляющие непосредственную опасность их разрушения (недопустимые по нормам крены и искривления стволов, выкол и отслоение защитного слоя бетона с выгибом стержней вертикальной арматуры на участках более 1 м по окружности, разрушения (расслоения) кирпича кладки ствола на глубину более 20 мм, раствора — более 40 мм, обрушения участков футеровки более 1 м2, местные прогибы металлических труб, выходящие за пределы нормативов, срез болтов в местах соединения царг и др.).
«Б» — дефекты и повреждения труб, не представляющие при их обнаружении непосредственной опасности разрушения их несущих конструкций, но способных в дальнейшем вызвать повреждения других элементов и узлов или при развитии повреждения перейти в категорию «А».
«В» — дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияния на основные несущие конструкции труб (повреждения ходовых лестниц, светофорных площадок, ограждений и др.).
ЭПБ проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора на соответствующий вид деятельности.
Непосредственно до начала выполнения каких-либо работ экспертная организация разрабатывает Программу комплексного обследования технического состояния металлической дымовой трубы (далее Программу).
Разработанная программа должна предусматривать выполнение комплекса мероприятий, включающих в себя: сбор и анализ имеющейся технической, исполнительной и эксплуатационной документации, определение фактических условий воздействия на трубу и их анализ, обследование конструкций трубы с целью выявления дефектов, повреждений и оценки ее технического состояния, определение остаточного ресурса и необходимых компенсирующих мероприятий для ее дальнейшей безопасной эксплуатации. Программа согласовывается с Заказчиком экспертизы.
Переходя непосредственно к процессу проведения экспертизы, необходимо отметить, проведение следующих обязательных мероприятий:
— рассмотрение фактических условий эксплуатации дымовой трубы при воздействии температуры и состава отводимых газов при максимальном и минимальном режиме работы, общей загазованности территории и др.;
При проведении ЭПБ большое значение имеет информация, получаемая из материалов осмотров труб лицами, ответственными за их эксплуатацию. Она позволяет понять последовательность появления и динамику развития дефектов. Однако часто они проводятся формально для отчётности и не несут никакой информации. Ниже приведены наиболее распространённые опасные дефекты, на которые надо обращать внимание при осмотрах:
|